Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Перс, курящий кальян. Художник и литограф А.О.Орловский. Спб., 1819. Литография в раме и паспарту. Имеет художественную и историко-культурную ценность, относится к инкунабулам отечественной литографии, представляет значительный интеререс для музеев.

Автор: Орловский А.О.
Год издания: 1819


Перс, курящий кальян. Художник и литограф А.О.Орловский. Спб., А.И.Плюшар, 1819. Литография в раме и паспарту. Профессиональная раскраска акварелью, близкая ко времени издания. Размеры оттиска: 33 х 42,3 см. Размеры в раме: 56,5 х 65,3 см. В поле изображения внизу справа: «A.Orlovsky 1819», под изображением справа «Imprime a St. Petersbourg chez Beggrow». Хорошая сохранность. Издание имеет художественную и историко-культурную ценность, представляет значительный интерес для музеев. Лист относится к инкунабулам русской литографии, являясь одним из первых ее образцов. Есть экспертное заключение Российской государственной библиотеки.


Настоящая литография выполнена русским живописцем и литографом А.О.Орловским. Он одним из первых русских художников начал заниматься литографией и исполнил в этой технике несколько жанровых серий и отдельных листов. Данный лист входил в серию «Collection de Dessins lithographiques par Alexandre Orlowsky», изданную в Петербурге в известном издательстве А.И.Плюшара в 1819 г. На листе приведен адрес и стоит сухой штемпель владельца литографской мастерской – И.П.Беггрова. По указанию Д.А.Ровинского первые отпечатки листов этой серии вышли с адресом Беггрова, в последующих переизданиях адрес был стерт (Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов. Т. 2. № 41-46). Таким образом, представленный лист относится к первому изданию серии.

Особенности бумаги, характер и манера исполнения подтверждают датировку листа.

Александр Осипович Орловский (1777–1832) – живописец, рисовальщик, литограф. Ученик варшавского художника Я.-П.Норблена. Занятия у Норблена развили в Орловском наблюдательность, умение схватывать характерные черты и дали ему изящную и даже блестящую технику. Орловский состоял на службе у Великого Князя Константина Павловича, являясь его придворным живописцем. В 1802 г. молодой художник приехал в Петербург. Со временем он приобрел европейскую известность, выполнив заказ французского посла Коленкура на серию зарисовок быта и типов северных народов. С 1809 г. избран академиком. В 1819 г. Орловский был причислен к Генеральному штабу для создания рисунков военных костюмов, что позволило ему путешествовать с русскими войсками по южным областям империи.

Значение Орловского в истории русского искусства заключается в том, что он в своих картинах и еще более рисунках является одним из первых представителей реализма и жанровой живописи. Предметами его искусства чаще всего становятся сцены из военной жизни, казаки, башкиры, схватки со зверями. Особенно удаются ему лошади. Орловский одним из первых в России стал использовать технику литографии. Им исполнена первая датированная русская литография «Курды» (1816 г.). В 1824 г. «через министра народного просвещения» художнику была выдана привилегия на печатание его литографических рисунков с запрещением их копирования другими мастерами.

Свои большие литографированные листы Орловский ценил чрезвычайно высоко - от 15 до 25 рублей за лист. Его литографии, относящиеся к первым изданиям, печатанные на толстой белой бумаге с оттиском на поле печати Орловского, всегда стоили очень дорого. Гравюры художника украшают коллекции лучших российских музеев, в частности, Эрмитажа.

Александр Иванович Плюшар (1777-1827) - типограф из немецкого города Брауншвейг; в 1804 г. основал издательство и типографию в Петербурге, которая долгое время считалась лучшей в России.