Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Первухин Н. Церковь Илии пророка в Ярославле. М., 1915. Тираж 500 экземпляров. Экземпляр № 211. В современном полукожаном переплете. Сохранены издательские обложки работы А.Красотина. Отличная сохранность.

Автор: Первухин Н.
Год издания: 1915


Первухин Н. Церковь Илии пророка в Ярославле. М.: издательство К.Ф.Некрасова, 1915. 67 с.; 48 л. илл. 36,5 x 27,6 см. Тираж 500 экземпляров. Экземпляр № 211. В современном полукожаном переплете. Сохранены издательские обложки, выполненные в технике хромолитографии по рисунку А.Красотина. Отличная сохранность.


С 1912 года Ярославское художественное общество предприняло ряд изданий, посвященных памятникам церковной старины Ярославля. В результате появились книги Н.Г.Первухина «Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле», «Церковь Ильи Пророка в Ярославле», «Церковь Богоявления в Ярославле». В этих работах автор осветил историю создания данных архитектурно-живописных ансамблей, отметил новшества, привнесенные в фресковую живопись художниками семнадцатого столетия, указал на новый иконографический источник сюжетов того времени - Библию Пискатора, предложил свои варианты трактовок некоторых росписей.

XVII век стал периодом наивысшего расцвета ярославской художественной школы. В это время возводились десятки храмов, многие из которых были признаны шедеврами архитектуры и живописи. Жемчужина в ряду этих памятников – церковь Илии пророка, ставшая наилучшей реализацией национальных архитектурных форм в камне.

Настоящая книга Н.Первухина представляет собой подробный очерк истории храма, искусствоведческий анализ его живописи и архитектурных форм. Автор высоко оценил работу ярославских мастеров, создававших фрески церкви в 1680-х гг. под руководством костромских изографов Гурия Никитина и Силы Савина. Исследователь предположил, что именно кисти двух последних принадлежат два нижних цикла росписи, посвященные Деяниям пророков Ильи и Елисея.

Н.Первухин описывает обстановку миниатюрного «Возрождения» в масштабах одного города. В книге рассказывается об экономических предпосылках ярославского ренессанса в XVII веке, хозяйственной и торговой жизни города, процветанию которой способствовало очень удачное географическое положение. Н.Первухин приводит сведения о династии Скрипиных и предыстории основания храма.

Последовательно рассматривает различные части Ильинского храма: стенную роспись галереи, главный храм, алтарь и приделы. В каждом случае автор анализирует сюжетные композиции, стилевые особенности, оценивает степень оригинальности росписей.

Храм строился в 1647-1650 гг. на средства купцов Скрипиных на их подворье, он стал их фамильной усыпальницей. Илья Пророк был особо почитаем ярославцами, считалось, что город был основан в праздник этого святого. По своему удачному расположению храм хорошо просматривался из различных частей города, он был выбран в 1778 г. центром новой городской планировки. Этот памятник воспринимается как главный символ Ярославля. Фрески Ильинской церкви - одно из высших достижений древнерусского искусства. Отличительной особенностью монументальной живописи церкви Ильи Пророка является синтез двух традиций: средневековой, веками формировавшейся под влиянием византийской культуры, и традиции нового времени, заявившей о себе в XVII веке. Благодаря этой новой традиции сформировалась «ярославская школа» монументальной живописи, ставшая выражением художественных вкусов ярославских купцов и посадских людей. В 1930-х гг. храм находился под угрозой разрушения.

В книге помещены 48 фотографий внутреннего убранства церкви Илии пророка на отдельных листах и многочисленные вклейки в тексте с изображением отдельных икон, фресок, разных частей храма. Снимки для издания выполнены фотографом И.Лазаревым и отпечатаны в технике фототипии лучшей в своей сфере московской фирмой «Шерер и Набгольц».

Библиография: Международная книга 1-352, 16-480, 38-494, 54-606, 72-555, 72-556.