Петровский дворец. Фотография, наклеенная на паспарту. М., 1883. В раме. Отличная сохранность. Представляет историческую и культурную ценность.
Автор: Шерер, Набгольц и К°
Год издания: 1883
Петровский дворец. Фотография, наклеенная на паспарту. М., Шерер, Набгольц и К°, 1883. В раме. Размер снимка: 20,8 х 26,5 см. Размер в раме: 45 х 51 см. Отличная сохранность. Представляет историческую и культурную ценность.
Петровский дворец в Москве строился в 1775-1782 гг., когда в архитектуре бытовало увлечение средневековым стилем. М.Ф.Казаков, в данном случае все же не подражал готике, при использовании в Петровском дворце элементов древнерусского зодчества здесь ясно видна классическая основа в виде центрической композиции двухэтажного квадратного в плане дворца, окруженного служебными постройками. Башни и ограды, окружающие здание дворца, придают ему характер замка. Древнерусские элементы (кувшинообразные колонны входа, арки с висячими гирьками и т.п.), сочетание кирпичной кладки с белокаменными украшениями вписаны в общую классическую схему. Петровский парк, названный от путевого Петровского дворца, был разбит в первой половине XIX века. Петровский дворец по обычаю был последней остановкой царского поезда для отдыха перед Москвой.
Ранее путевые дворцы стояли в селе Всехсвятском, но со временем потребовалось более величественное сооружение. В 1774 году на Ходынском поле прошли торжества в честь заключения Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией. Для гуляний архитектор Матвей Казаков выстроил временные павильоны. Место приглянулось императрице Екатерине II, она заказала Казакову каменный дворец. Он имел два флигеля в виде крепостных стен с башнями в готическо-мавританском стиле. Дворец понравился Наполеону, останавливавшемуся здесь в 1812 г. Позже осмотрев дворец, Николай I приказал его восстановить и устроить здесь регулярный парк. В это же время здесь начинает складываться большой дачный район. При Николае I Петровский дворец стал загородной императорской резиденцией. В Петровском дворце и парке бывали Пушкин и Лермонтов, здесь любил жить Александр II. До недавнего времени дворец занимала Военно-воздушная академия им. Жуковского, а его интерьеры и обстановка дошли до наших дней с достаточно серьезными потерями.
Инициатором создания серий фотографий стал Николай Александрович Найденов (1834 —1905) — известный московский предприниматель, банкир, краевед. Н.А.Найдёнов основал в 1860-x гг. на деньги П.М.Рябушинского, В.И.Якунчикова и свои собственные Московский Торговый банк, который возглавлял всю жизнь. В 1877-1905 гг. он был председателем Московского Биржевого комитета - делового и политического объединения московских финансистов. С 1866 г. Н.А.Найдёнов был гласным Московской городской думы. Он организовал Промышленную выставку в 1878 г.
Именно Н.А.Найденов в 1877 г. внес в городскую думу новое предложение о составлении фундаментального исторического описания Москвы и возглавил комиссию по его составлению. В 1881 г. Иван Егорович Забелин опубликовал обширный план работ по сохранению и изучению истории Москвы. На средства и при непосредственном участии Н.А.Найденова лучшая московская фирма «Шерер, Набгольц и К°», являющаяся поставщиком Императорского двора, произвела дорогостоящую фотосъемку исторических и архитектурных памятников Москвы. В первой половине 1880-х гг. были выпущены в свет пять томов издания «Москва. Соборы, монастыри и церкви» (М., 1882-1883), содержащие гравюры с фотографий всех московских храмов. Н.А.Найденов продолжил свое издание, расширив его тематику. Были выпущены альбомы с приложениями под общим названием «Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, примечательных зданий и других сооружений» (М., 1884). Помимо храмов здесь запечатлены гражданские сооружения (дворцы, музеи, городские ворота, торговые ряды, скульптурные памятники), а также панорамы Кремля, Китай-города, Замоскворечья. Издания фотографий и гравюр стали важнейшим событием в культурной жизни Москвы. Снимки, выполненные по воле Н.А.Найденова, стали базой московского краеведения, именно они формируют в наше время образ старой Москвы, исчезнувшей после 1917 г. В конце 1920-х - 1930-е гг. в Белом городе исчезли 4 монастыря и 26 храмов, в Земляном городе - 39 храмов, в Замоскворечье - 12 храмов.