Письма и донесения иезуитов о России конца XVII и начала XVIII века. Спб., 1904. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Очень хорошая сохранность.
Автор: Без автора
Год издания: 1904
Письма и донесения иезуитов о России конца XVII и начала XVIII века. Спб., Сенатская типография, 1904. [4], III, 382, [1] 11 c. 24,5 х 15,5 см. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Отличная сохранность.
В документах настоящего сборника изложены основные проблемы миссии иезуитов в России при Петре I: денежные затруднения, сложности пропагандистского толка и частной жизни членов Ордена вплоть до 1720 г. Из-за секретного статуса письма часто, иногда в течение целого года, не могли быть отправлены по назначению. Выходу книги способствовал помощник архивариуса земского архива в Праге Ф.Дворский, в 1883 г. предложивший Археографической комиссии снятые им копии с документов, касающихся католической пропаганды в Москве, по преимуществу писем иезуитов, конца XVII и первой четверти XVIII в.в. Тексты приводятся вначале на русском языке, а во второй части книги - на языке оригинала.
Историческая ценность публикуемых источников состоит не только в обнажении методов по укоренению иезуитов в России, но и в том особом взгляде на русские порядки и обычаи, который может быть присущ только иностранцу. Весной 1698 г. в Москву из Вены прибыло посольство императора Леопольда I. Вместе с послом Игнатием Христофором Гвариентом в Немецкую слободу приехали два иезуитских священника из Праги, о.Франциск Эмилиан (Иоанн Милан) и о.Иоанн Берула. «Рано утром в праздник Св. мученика Петра, около 9 часов, когда мы прибыли к Девичьему монастырю, то в первый раз увидели великую, обширную и давно нам желанную Москву. Она занимала все видимое пространство. Куда не посмотришь, все Москва», а господин Геральд a Santa Cruce, папско-цесарский миссионер, пишет Отцу Франциску Дубскому из Москвы 23 сентября 1689 г.: "Так в Смоленске к нам были подосланы три попа, чтоб разведать, но приглядевшись к нашим обычаям и к образу наших действий, убедились, что мы не иезуиты. После этого они стали смотреть на нас приветливее и нам был открыт свободный вход даже в их храмы и монастыри. [...] Трудно поверить, какое дурное мнение имеют здесь об этом обществе [иезуитов]. Говорят, что иезуиты производят только смуты и беспорядки. Русские даже убеждены, что иезуиты видят на сто локтей под землю, и потому не желают иметь у себя таких Аргусов, которые притом еще вмешиваются во все дела".
Главный враг московский иезуитов - кальвинист Ф.Я.Лефорт, ближайший помощник и советник Петра I, многократно упоминающийся как распространитель подложных писем о иезуитах, любящий перечитывать "книжечку с эпиграммами на папу Римского" самого дурного толка. После смерти Лефорта в 1699 году опасения вызывает князь Борис Алексеевич Голицын, придерживавшийся того мнения, что если бы не католические священники, то большая часть их паствы давно сделались бы русскими людьми. Отец Франциск Эмилиан отмечает, что Голицын уже много раз звал их к себе обедать, но принять предложение пока неразумно - следует вначале лучше выучить русский язык, чтобы возражать тем речам о Папе, которые любил заводит Голицын, на общепонятном для всех приглашенных языке и не создать видимость превосходства, и не дать противнику вообразить себя победителем в споре. Многократно в приведенных письмах сетуют, что не осталось никого из ордена, кто был бы знаком царю, в то время как в его окружении много лютеран, "этих ядовитых лиц, которые противодействуют нашему благу" и далее "... в других местах например в Турции, Персии народы имеют своих консулов, здесь же каждый живет, как ему угодно. Если случится какой-нибудь скандал, не знаешь кому донести или кто бы тебе помог, но нужно сделать тысячу поклонов, тысячу раз спросить, чтобы достигнуть какого-нибудь исправления зла, потому что смелым требованием здесь ничего нельзя добиться".
Спустя несколько лет в письмах становится меньше упоминаний о неприязненном отношении московитян и Франциск Эмилиан, пишет, что пользуется таким доверием по научной части, что как только появляется что-то новое, то обыкновенно об этом сразу сообщают и спрашивают мнение, так что есть возможность препятствовать распространению заблуждений о католицизме. И в 1706 году просьбы о свободном исповедании католицизма в Москве удовлетворены ПетромI по просьбе одного из членов ордена - Ильи Борджио, и сверх того, было дано разрешение о преобразовании открытого училища живущих в Москве отцов-миссионеров, образованного в 1700 году в надлежащую гимназию, которую посещали почти все дети высшего дворянства. Несмотря на скромные размеры католической общины, которые приводит И.Борджио - в Московском приходе всего 200 человек, в Петербургском - 70, в 1706 году в Москве удалось начать строительство несохранившегося католического храма св. Троицы в Немецкой Слободе. Письма обрываются на донесении Иона Бауэра 1720г., где он сообщает об изгнании ордена иезуитов, приобретших в Европе репутацию политических интриганов, из Рима.