Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Платон (Левшин), митр. Православное учение или сокращенная христианская богословия, для употребления Его Императорскаго Высочества ... Государя Цесаревича и Великаго Князя Павла Петровича. М., 1819. В современном полукожаном переплете. Отличная сохр.

Автор: Платон (Левшин), митрополит.
Год издания: 1819


Платон (Левшин), митр. Православное учение или сокращенная христианская богословия, для употребления Его Императорскаго Высочества Пресветлейшаго Всероссийскаго Наследника, Благовернаго Государя Цесаревича и Великаго Князя Павла Петровича, сочиненная Его Императорскаго Высочества учителем бывшим после Московским митрополитом, Платоном, 1765 года. М., в Синодальной Типографии, 1819. [4], XII, [4], 240 с. 22,2 х 14 см. Посвящение «... Цесаревичу ... Павлу Петровичу ...». Отпечатано на голубоватой тряпичной бумаге верже ручной выделки. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Отличная сохранность.


Владыка Платон (П.Г.Левшин; 1737-1812) - выдающийся деятель церкви, просветитель, самая яркая фигура в среде иерархов Екатерининской эпохи, архимандрит Троице-Сергиевой лавры, архиепископ Московский и Калужский, а позднее митрополит Московский. Он был наставником цесаревича Павла Петровича в Законе Божьем. Свой курс христианского богословия он составил для наследника русского престола и впервые издал в 1765 г. в типографии Императорской Академии наук тиражом 800 экземпляров. Со временем книга стала редкостью. Это сочинение было первым опытом создания учебника по православному богословию в России и отразило взгляды замечательного представителя эпохи Просвещения.

В предисловии к книге Платон Левшин подчеркивает, что богословие необходимо и полезно для наследника престола, так как сам факт его избранности Богом на будущее занятие престола подразумевает особую связь с Господом. Монарх реализует на земле Божью волю. Богословие полезно как для развития души человека, так и для государства. Эту идею рациональной и просвещенной церкви, главного опорного столпа государства и отстаивал на протяжении своей жизни преосвященный Платон.

Государь ответствен только перед Богом, он может демонстрировать как добрую волю, так и злую, и единственный ему судья, наказание и Закон - это Господь. Слышать и понимать волю Божью, видеть его промысел в хаосе исторических событий и учит Платон своего царственного ученика. Будущий царь на основе понимания божественных законов даст своему народу законы земные. Писание же следует объяснять, согласуя текст его с «естественным разумом». Платон Левшин стал создателем этой интересной логической цепочки, характерной для Российской империи эпохи Просвещения. Так, богословие превращалось в высшую направляющую науку, открывающую все пути - к управлению государством, к занятиям естественными науками, искусствами, словесными дисциплинами. Платон стал первым из русских иерархов вводить в изучение богословия и истории церкви историко-критический метод, сопоставлять имеющиеся источники.

В предисловии к книге архиепископ Платон пишет о Павле, что и Екатерина II, и Елизавета видят в наследнике надежду русского государства, «Отрасль Нашу златую», и способности цесаревича это красноречиво обещают.

Помимо богословского курса, в книгу включено Рассуждение о Мелхиседеке, составленное Платоном Левшиным для наследника Павла Петровича в ноябре 1764 г., и ответ десятилетнего юноши на текст учителя, в котором Павел рассуждает о пользе наук.

Интересно, что из концепции Платона Левшина о богословии как законоведении родилось такое практическое следствие, что некоторые выпускники духовных академий в начале XIX века пошли на государственную службу и стали заниматься разработкой законов гражданских. Самым ярким примером этого стала судьба и деятельность крупнейшего кодификатора российского законодательства первой трети XIX века Михаила Михайловича Сперанского.