Покровский А. Библейское учение о первобытной религии. [Сергиев Посад], 1901. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность. С автографом автора.
Автор: Покровский А.
Год издания: 1901
Покровский А. Библейское учение о первобытной религии: Опыт библейско-апологетическаго изследования. [Сергиев Посад]: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, собственная типография, 1901. [2], VIII, LX, 457, II с. 21,2 х 15,1 см. Магистерская диссертация, экземпляр с автографом автора. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность. На титульном листе автограф автора: «Глубокоуважаемому Петру Ивановичу Казанскому от автора 19 17/XII 00»; владельческие штампы библиотеки П.И.Казанскаго.
Александр Иванович Покровский (1873-1940) – ученый-религиовед, профессор библейской истории Московской духовной академии, приват-доцент кафедры церковной истории Московского университета. Редактировал «Богословский Вестник»; был автором статей в «Православной богословской энциклопедии», написал комментарии к 1-25 главам книги Бытия и ко 2-й части книги Исход. Вскоре после защиты магистерской диссертации был вынужден покинуть академию. В 1920-х годах примкнул к церковному движению «обновленцев». А.И.Покровский отстаивал значение востоковедения в библеистике, его метод заключался в текстологическом и языковом сопоставлении священных текстов и их переводов, критиковал исторический эволюционизм.
Магистерская диссертация А.И.Покровского «Библейское учение о первобытной религии. Опыт библейско-апологетического исследования» была защищена в 1900 г. и опубликована отдельным изданием в 1901 г. В ней А.И.Покровский спорит с современными ему позитивистскими концепциями эволюционного развития религий от первобытных политеистических верований к монотеистическим религиям и замене религии научным знанием. Богослов доказывает существование прамонотеизма, то есть того, что первые люди до язычества верили в единого бога, стремились к духовному общению с ним, и лишь впоследствии уклонились в язычество. Таким образом, по мнению исследователя, первоначальный библейский иудаизм с его набором моральных норм и культом, был религиозной основой для всех первобытных культур.
Автор стремится опровергнуть ключевые идем позитивизма и, прежде всего, теорию прогресса, как не достаточно подтвержденную фактами. Он приводит убедительные исторические примеры вырождения некоторых восточных и американских культур. В своем исследовании А.И.Покровский использует в качестве источника тексты Библии, предлагая собственную интерпретацию первых глав книги Бытия. Для подкрепления выдвинутой теории, богослов пользуется и данными современных гуманитарных и естественных наук. Основной пафос работы в утверждении тесных связей и гармоничного взаимодействия между знанием и верой, а также происхождения Библии в результате божественного откровения.
По мнению автора, Библия является единственным вполне достоверным источником о древнейших верованиях, поскольку данные «точных» наук, как то, археологии, палеонтологии, антропологии и др., не надежны и могут быть интерпретированы по-разному. Исследователь внес положительный вклад в библеистику, поскольку всесторонне изучил проблему отражения сведений о первобытных религиях в библейских источниках и предложил интересную культурологическую теорию развития религий. В своем исследовании автор использует различные переводы Библии, в том числе, древний еврейский подлинник, греческие и славянские переводы, устанавливая сравнительным методом более точные смысловые значения текста. Эта филологическая работа с переводами заслуживает наибольшего внимания.
Петр Иванович Казанский (1838 - 1913) преподаватель Московской духовной академии, магистр библейской истории, писатель. Преподавал в академии нравственное богословие совместно с педагогикой, а затем историю философии. Старший коллега А.И.Покровского.