Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Покровский собор. Фотография, наклеенная на паспарту. М., 1882. В раме. Очень хорошая сохранность. Представляет историческую и культурную ценность.

Автор: Шерер, Набгольц и К°
Год издания: 1882


Покровский собор. Фотография, наклеенная на паспарту. М., Шерер, Набгольц и К°, 1882. В раме. Размер снимка: 26,2 х 20,5 см. Размер в раме: 51 х 45 см. Очень хорошая сохранность. Представляет историческую и культурную ценность.


Храм Покрова на рву создан в середине XVI в. по воле царя Ивана Грозного и по благословению митрополита Макария. Собор является памятником покорения Казанского ханства. Храм строили в течение пяти с половиной лет - с 1555 по 1561 гг. знаменитые зодчие Барма и Постник Яковлев. Он был возведен на месте церкви Святой Троицы, стоявшей на крутом обрыве над Москвой-рекой.

Силуэт Покровского собора узнаваем из-за необычности архитектурной композиции (девять церквей на едином основании) и уникального покрытия глав. Каждая из церквей собора названа в честь святого, в чей день произошло то или иное важное событие казанских походов Ивана Грозного. Центральная церковь посвящена празднику Покрова Богоматери, в этот день Казань была взята приступом. Пределы соединены друг с другом системой переходов. Столпообразные церкви увенчаны луковичными куполами, ни один из которых по архитектурному убранству не повторяет другие. Покровский собор стал воинским храмом и, в то же время, символическим воплощением средневековой государственной идеи, выраженной краткой формулой Москва - Третий Рим.

В конце XVI в. рядом с Покровским собором на месте разобранной северо-восточной части галереи над могилой юродивого Василия Блаженного появилась церковь, освященная его именем. В этой церкви службы были ежедневными (в отличие от других соборных церквей), поэтому в народе весь храм зачастую стали называть именем святого. В XVII веке внешний вид собора значительно изменился: галерею вокруг храма перекрыли сводами, построили колокольню. В XVIII - XIX вв. внешний архитектурный облик памятника и его интерьеры также неоднократно претерпевали изменения. Собор приобрел современную разноцветную окраску только в XVIII веке. В XIX в. после того, как Неглинку закрыли в трубу, из ажурной чугунной решетки ее набережной сделали ограду Покровского храма.

В 1812 году собор был разграблен французами. Они даже хотели взорвать его, но не успели. В 1918 г. Покровский собор вновь подвергся разорению, а последний настоятель храма, протоиерей Иоанн Восторгов, был расстрелян. Однако в том же году памятник одним из первых был взят государством под охрану как шедевр архитектуры национального и мирового значения. В 1930-х гг. над ним нависла угроза уничтожения, тем не менее, храм удалось спасти.

Инициатором создания серий фотографий стал Николай Александрович Найденов (1834—1905) — известный московский предприниматель, банкир, краевед. Н.А.Найдёнов основал в 1860-x гг. на деньги П.М.Рябушинского, В.И.Якунчикова и свои собственные Московский Торговый банк, который возглавлял всю жизнь. В 1877-1905 гг. он был председателем Московского Биржевого комитета - делового и политического объединения московских финансистов. С 1866 г. Н.А.Найдёнов был гласным Московской городской думы. Он организовал Промышленную выставку в 1878 г.

Именно Н.А.Найденов в 1877 г. внес в городскую думу новое предложение о составлении фундаментального исторического описания Москвы и возглавил комиссию по его составлению. В 1881 г. Иван Егорович Забелин опубликовал обширный план работ по сохранению и изучению истории Москвы. На средства и при непосредственном участии Н.А.Найденова лучшая московская фирма «Шерер, Набгольц и К°», являющаяся поставщиком Императорского двора, произвела дорогостоящую фотосъемку исторических и архитектурных памятников Москвы. В первой половине 1880-х гг. были выпущены в свет пять томов издания «Москва. Соборы, монастыри и церкви» (М., 1882-1883), содержащие гравюры с фотографий всех московских храмов. Н.А.Найденов продолжил свое издание, расширив его тематику. Были выпущены альбомы с приложениями под общим названием «Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, примечательных зданий и других сооружений» (М., 1884). Помимо храмов здесь запечатлены гражданские сооружения (дворцы, музеи, городские ворота, торговые ряды, скульптурные памятники), а также панорамы Кремля, Китай-города, Замоскворечья. Издания фотографий и гравюр стали важнейшим событием в культурной жизни Москвы. Снимки, выполненные по воле Н.А.Найденова, стали базой московского краеведения, именно они формируют в наше время образ старой Москвы, исчезнувшей после 1917 г. В конце 1920-х - 1930-е гг. в Белом городе исчезли 4 монастыря и 26 храмов, в Земляном городе - 39 храмов, в Замоскворечье - 12 храмов.