Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Полное собрание проповеднических трудов (слов, бесед, поучений, посланий, воззваний и наставлений) Преосв. Макария, Архиепископа Томскаго и Алтайскаго, ... Томск, 1910. Первая половина книги. Первое издание. В современном полукожаном переплете.

Автор: Макарий (Невский), архиеп.
Год издания: 1910


Полное собрание проповеднических трудов (слов, бесед, поучений, посланий, воззваний и наставлений) Преосвященнаго Макария, Архиепископа Томскаго и Алтайскаго, за все время его служения в архиерейском сане (1864-1910 г.г.). (С портретом автора). Собраны под ред. Протоиерея Серафима Путодеева. Томск, типография Детскаго приюта и Дома Трудолюбия, 1910. [2], 550, XXXII с.; 1 л. фронтиспис (портрет). 24,2 х 15,7 см. Только первая половина книги (нет второй половины, с. 551-1048). Первое издание. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность. На обороте фронтисписа дарственная надпись: «Матушке игумене для Иверскова монастыря библиотеки. М.Ч… (нрзбр) 1912 ян. 21».


В ряде речей, например, на Торжество Священного коронования и посвященных празднествам, связанным с различными годовщинами членов Императорского дома, архиепископ Макарий высказывается о важных историко-политических событиях начала ХХ в. Он говорит, как следует жить верующим православным в это «смутное время», когда каждый день зреют революционные настроения, становится все больше людей, не верящих в бога и выступающих против самодержавия. В своих выступлениях он размышлял о природе власти на Земле, об отношении церкви и мирян к государству и правящей династии, о том, что если разорвется союз церкви с государством, то на церковь начнутся гонения, и это будет один из признаков последних времен. Высказывался он и по поводу манифеста 17 октября 1905 г., и о неудачной войне с Японией, и о революционных событиях в стране и хозяйственных катаклизмах в 1905 г., об отмене самодержавия. Некоторые речи предшествовали молебнам о здравии государя, одна - благополучному рождению наследника престола царевича Алексея.

В издании публикуются беседы на дни христианских постов, речи и поучения, посвященные воскресным дням, некоторым светским и большинству Двунадесятых и Великих праздников. Архипастырь с грустью высказывается о малочисленности прихожан, молящихся в определенные праздники. Он отзывается об изменениях в нравах прихожан, о маловерии и других признаках времени, например, театральных и цирковых представлениях, танцах и увеселениях. Целый раздел посланий и наставлений обращен к черному и белому духовенству епархии, клирошанам и активной части паствы. К пастве адресованы поучения о страхе Божием, почитании духовенства, о посте и молитве, об эпидемии холеры, постигшей жителей епархии. Проповедник использует актуальные для своего времени метафоры и сравнения, например, сопоставляя движение времени с ходом поездов. Некоторые речи были сказаны при закладке новых церквей и поставлении архиереев. Значительное число проповедей посвящено теме миссионерства на Алтае и в России, борьбе со старообрядцами и язычеством местных народов.

Макарий (Михаил Андреевич Невский, при рождении Парвицкий; 1835-1926) - выдающийся иерарх Русской православной церкви, известный миссионер, «апостол Алтая», архиепископ Томский и Алтайский, митрополит Московский и Коломенский (1912-1917), священноархимандрит Троице-Сергиевой лавры, председатель Православного миссионерского общества; член Святейшего Синода. Прославлен в лике святых в 2000 г. Родился в многодетной семье причетника сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы Андрея Парвицкого, переселившегося затем вместе с семьей в Сибирь. Фамилию Невский Михаилу присвоили в семинарии.

Окончил Тобольское духовное училище и Тобольскую духовную семинарию (1854). Отказался от поступления в Духовную академию, потому что хотел заняться миссионерской деятельностью. Весной 1855 г. поступил на службу в Алтайскую духовную миссию в звании учителя и миссионерского сотрудника. Сначала служил псаломщиком, как миссионер много помогал местному населению, выполнял тяжелую работу и параллельно проповедовал слово Божие. В течение двух лет изучил алтайский язык и занимался переводами на него молитв и богослужений совместно с переводчиком Михаилом Чевалковым, основоположником письменной алтайской литературы.

В 1861 г. М.А.Невский был пострижен в монахи. В миссии в отдаленных районах занимался еще и медицинской деятельностью. В 1867-1868 г.г. издал первый «Алтайский букварь» и православные книги на алтайском языке, позже подготовил к печати грамматику алтайского языка. Это были первые книги, изданные на алтайском языке. М.А.Невский организовал училище для алтайцев в Чепоше. С 1875 г. возглавил Центральное миссионерское училище в селе Улалы, в 1883 г. - Алтайскую духовную миссию. Удостоен Высочайшей благодарности от Николая II в деле церковного и школьного строительства в Сибири. Макарий (Невский) активно занимался благотворительностью. Под его началом состоял детский приют и дом трудолюбия в Предтеченском женском монастыре Томска.

Владыка Макарий боролся против старообрядчества. Для этой цели в Бийске в 1884 г. было учреждено братство святого Димитрия Ростовского. Конфликт епископа со старообрядцами стал настолько серьезным, что в 1886 г., когда был сожжен архиерейский дом, именно староверов обвиняли в поджоге. Имея крайне консервативные монархические взгляды, епископ Макарий в 1905 г. возглавил Томский губернский отдел Союза русского народа. Когда он стал митрополитом Московским, его критиковали за дружбу с Григорием Распутиным. После Февральской революции 1917 г. владыка Макарий был уволен с кафедры, но не признал законность этого и объявил о запрещении в священнослужении членов епархиального съезда и даже всего московского духовенства, правда, никто этому решению не подчинился. Последние годы Макарий (Невский) провел в Николо-Угрешском монастыре.