Полуброненосный фрегат «Дмитрий Донской». Рисовал В.Игнациус. [Спб., 1892]. Хромолитография в раме и паспарту. Отличная сохранность.
Автор: Игнациус В.
Год издания: 1892
Полуброненосный фрегат «Дмитрий Донской». Рисовал В.Игнациус. [Спб., хромо-литография Штадлер и Паттинот, 1892]. Хромолитография в раме и паспарту. На обороте листа приведены технические и боевые характеристики корабля. Размеры оттиска: 17,1 х 24,3 см. Размеры в раме: 40,6 х 48,2 см. Отличная сохранность.
Литография из альбома «Русский флот», изданного великим князем Александром Михайловичем (Спб., 1892). Корабли рисовал с натуры лейтенант В.Игнациус, литографии изготовила фирма «Штадлер и Паттинот». Тираж альбома составил 2000 экземпляров. Издание имело посвящение императору Александру III. В альбом вошло 56 листов хромолитографий с изображениями военных судов, созданных на русских заводах из российских материалов силами российских инженеров и рабочих в период правления Александра III. Из них было 14 броненосцев, два броненосных крейсера, три полуброненосных фрегата, три корвета, два крейсера, три броненосных канонерских лодки и др. Считалось, что эти корабли не уступали европейским военным судам тех же классов. Новые суда должны были свидетельствовать о росте мощи отечественного флота и его модернизации. С этим морским арсеналом Россия вступила в 1904 г. в Русско-японскую войну.
Полуброненосный фрегат «Дмитрий Донской» был первым в типовой серии из двух кораблей. Вторым в паре являлся «Владимир Мономах». «Дмитрий Донской» строился на Новоадмиралтейской верфи под руководством инженеров полковника Н.А.Самойлова, а затем - Н.Е.Кутейникова. Фрегат был заложен в сентябре 1880 г., в августе 1883 г. спущен на воду, а в 1885 году вошел в строй.
Технические характеристики крейсера: водоизмещение 5593 тонн; длина 90,3 м; ширина 15,86 м; осадка 6,4-7,62 м; броневой пояс - шириной 2,2 м (114-152 мм), толщина брони на палубе 12,7 мм. Судно было оснащено двумя вертикальными паровыми машинами тройного расширения с восьмью котлами. Мощность двигателя достигала 7360 лошадиных сил, что позволяло развить скорость до 16,28 узлов. Дальность плавания без дозаправки составляла 3300 морских миль. Экипаж корабля: 515 человек, из них - 23 офицеры.
Постройка «Дмитрия Донского» была выдающимся событием не только в русском, но и в мировом кораблестроении. Английская печать по этому поводу сообщала: «Наиболее оригинальные проекты и наиболее заметные отступления от обыкновенных типов военных судов можно найти в русском флоте, где поясные крейсеры появились впервые. Русское морское ведомство было пионером в создании броненосных крейсеров, у которых большая скорость сочеталась с действенной броневой защитой».
Осенью 1885 года корабль был отправлен в Средиземное море, где в течение двух лет возглавлял особый отряд Средиземного моря. В 1887-1889 г.г. корабль плавал в составе Тихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала А.А.Корнилова. В 1890-1891 г.г. крейсер прошел переоснащение. Тяжелый деревянный рангоут был заменен легкими стальными мачтами. С июля 1892 г. крейсер базировался во Владивостоке, составляя главную ударную силу эскадры.
«Дмитрий Донской» принимал визиты иностранных кораблей. В 1893 году крейсер возглавил русский отряд, шедший по приглашению правительства США на торжества по случаю 400-летия открытия Америки. Корабль превратился в объект паломничества американцев. После капитального ремонта крейсер в 1896-1901 г.г. нес службу на Дальнем Востоке. В 1900 году он участвовал в больших маневрах флота и армии под Порт-Артуром, перешедших в подавление «восстания боксеров» в Китае. В 1902 г. «Дмитрий Донской» был переоборудован в учебно-артиллерийский корабль для Тихоокеанской эскадры: шесть из десяти его 120-мм пушек были заменены на 75-мм орудия. В 1904 году «Дмитрий Донской» вошел в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под флагом вице-адмирала З.П.Рожественского. Крейсер участвовал в Цусимском сражении 14-15 мая 1905 года, получил в бою большие повреждения и был затоплен командой, экипаж был взят в плен.
Василий Васильевич Игнациус (1854-1905) - русский морской офицер, капитан 1-го ранга, герой Цусимского сражения, известный художник-маринист. Окончил Морской корпус. Сделал успешную военную карьеру. В 1888-1889 г.г. в течение года обучался в Париже живописи у профессора А.П.Боголюбова. По возвращении из Франции продолжил занятия живописью в Императорской Академии Художеств, после чего стал штатным военно-морским художником. В 1890-е г.г. командовал различными военными судами на Балтийском море и в составе Тихоокеанской эскадры. С 1 апреля 1901 г. состоял в чине капитана 1-го ранга, с того же года командовал 8-м флотским экипажем и эскадренным броненосцем «Князь Суворов». Погиб во время Цусимского сражения 14 мая 1905 г.