Полуброненосный фрегат «Память Азова» Рисовал В.Игнациус. [Спб., 1892]. Хромолитография в раме и паспарту. Отличная сохранность.
Автор: Игнациус В.
Год издания: 1892
Полуброненосный фрегат «Память Азова» Рисовал В.Игнациус. [Спб., хромо-литография Штадлер и Паттинот, 1892]. Хромолитография в раме и паспарту. На обороте листа приведены технические и боевые характеристики корабля. Размеры оттиска: 17,1 х 24,3 см. Размеры в раме: 40,6 х 48,2 см. Отличная сохранность.
Литография из альбома «Русский флот», изданного великим князем Александром Михайловичем (Спб., 1892). Корабли рисовал с натуры лейтенант В.Игнациус, литографии изготовила фирма «Штадлер и Паттинот». Тираж альбома составил 2000 экземпляров. Издание имело посвящение императору Александру III. В альбом вошло 56 листов хромолитографий с изображениями военных судов, созданных на русских заводах из российских материалов силами российских инженеров и рабочих в период правления Александра III. Из них было 14 броненосцев, два броненосных крейсера, три полуброненосных фрегата, три корвета, два крейсера, три броненосных канонерских лодки и др. Считалось, что эти корабли не уступали европейским военным судам тех же классов. Новые суда должны были свидетельствовать о росте мощи отечественного флота и его модернизации. С этим морским арсеналом Россия вступила в 1904 г. в Русско-японскую войну.
Двухвинтовый крейсер «Память Азова» был построен на Балтийском судостроительном заводе в Петербурге в 1886-1888 г.г. под наблюдением старшего судостроителя П.Е.Андрущенко. Инженером строительства был Н.Е.Титов. Корабль в 1890 г. вступил в строй и вошел в состав гвардейского флотского экипажа. Он являлся преемником «Азова», отличившегося в битве в Наваринской бухте. Корабль был построен по образцу российского крейсера «Владимир Мономах». Крейсер «Память Азова» в процессе проектирования получил массу усовершенствований, но в результате - и большую перегрузку, которую попытались уменьшить за счет сокращения броневого пояса, который стал несколько уже, тоньше и покрывал лишь самые уязвимые части корабля.
Технические характеристики: длина — 377 фт 9 дм (с тараном — 385 фт); ширина — 51 фт; водоизмещение — 6060 т. Корабль обладал высокой устойчивостью и другими ценными мореходными качествами. Команда крейсера состояла из 197 матросов и 14 офицеров во главе с капитаном 1-го ранга Н.Н.Ломена.
Кораблю была предназначена особая роль. На нем в 1890-1891 г.г. совершил большое путешествие на Восток наследник престола цесаревич Николай Александрович. В связи с этим фрегат был роскошно отделан изнутри и оборудован по последнему слову техники. В честь состоявшегося плавания фирма Фаберже по заказу Александра III изготовила два пасхальных яйца с миниатюрными моделями крейсера внутри. На корабле во время путешествия наследника мичманом служил его брат, великий князь Георгий Александрович.
С конца 1894 г. корабль был приписан к Тихоокеанской эскадре и служил до 1899 г. на Дальнем Востоке под командованием вице-адмирала П.П.Тыртова и контр-адмирала С.О.Макарова. Здесь он являлся флагманским судном и главной ударной силой Тихоокеанского флота. В это время российская эскадра сдерживала агрессию Японии и претензии ее на Ляодунский полуостров. Главным событием 1898 года стало участие «Азова» в передаче русскому флоту Порт-Артура.
Летом 1906 г. на крейсере произошло восстание матросов. События развивались драматично, было убито и ранено 16 офицеров и кондукторов. Восставшие на крейсере некоторое время блокировали бухту Ревеля, требуя еды и угрожая городу бомбардировкой. После подавления мятежа судно было переклассифицировано в учебное, а в 1909 г. переименовано в «Двину» и лишено Георгиевского флага. В 1915 г. корабль являлся базой для британских подводных лодок. А в 1919 г. был подбит английскими торпедами на рейде в Кронштадте и частично затонул. Окончательно разобран на металлолом в 1927-1929 г.г.
Василий Васильевич Игнациус (1854-1905) - русский морской офицер, капитан 1-го ранга, герой Цусимского сражения, известный художник-маринист. Окончил Морской корпус. Сделал успешную военную карьеру. В 1888-1889 г.г. в течение года обучался в Париже живописи у профессора А.П.Боголюбова. По возвращении из Франции продолжил занятия живописью в Императорской Академии Художеств, после чего стал штатным военно-морским художником. В 1890-е г.г. командовал различными военными судами на Балтийском море и в составе Тихоокеанской эскадры. С 1 апреля 1901 г. состоял в чине капитана 1-го ранга, с того же года командовал 8-м флотским экипажем и эскадренным броненосцем «Князь Суворов». Погиб во время Цусимского сражения 14 мая 1905 г.