Попов И.В. Личность и учение блаженнаго Августина. Том первый [единственный]. 2 части. Сергиев Посад, 1916. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.
Автор: Попов И.В.
Год издания: 1916
Попов И.В. Личность и учение блаженнаго Августина. Том первый [единственный]. 2 части. Сергиев Посад, типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1916. 24,2 x 16 см. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.
Ч.1. Личность бл. Августина. [4], 224 с.
Ч.2. Гносеология и онтология бл. Августина. [2], 619 c.
Библиография: Международная книга, 28-1564, 55-1973.
Одним из важнейших трудов священномученика, известного ученого И.В.Попова по патрологии является его обширная монография, посвященная жизни и трудам блаженного Августина. Данный труд представляет собой докторскую диссертацию, защищенную автором в 1917 г. в Петроградской духовной академии. Эта работа является одним из наиболее значительных сочинений в русской патрологической науке, посвященным знаменитому отцу Западной Церкви. Над этой монографией И.В.Попов трудился в течение нескольких лет и окончил ее в 1914 г. В 1916 г. исследование вышло в свет, а в январе 1917 г. Совет Московской Духовной академии выдвинул этот труд на соискание премии митрополита Московского Макария, которая и была присуждена И.В.Попову в марте. В мае того же года работа была им успешно защищена как докторская диссертации в Петербургской Духовной академии.
Первая глава книги Попова не является чисто историко-биографической. Эта глава посвящена «историко-психологическому выяснению» образования религиозно-интеллектуальной личности Августина, начиная с детства и до окончательного обращения его к Церкви, то есть до того момента, на котором обрывает повествование о своей жизни сам Августин в своей «Исповеди». И.Попов представил характеристику духовного роста Августина. Этот этап жизни отца Церкви на тот момент практически не был серьезно освещен в литературе, как зарубежной, так и отечественной. И.Попов рассматривает те историко-философские факторы, которые имели определяющее влияние на характер гносеологических и онтологических воззрений Августина. «Исповедь» И.Попов называет гимном дарам Божьим и плачем о грехах человека. Что касается собственно воззрений Августина, то автор подробно исследует их в остальных главах книги.
Достоинством книги И.В.Попова является полнота изученного и использованного автором материала из сочинений Августина. Особую сложность при работе с текстами Августина составляло то, что относящийся к теме книги И.Попова материал подчас по крупицам приходилось собирать из многочисленных сочинений отца Церкви. При том, что Августину посвящена огромная литература, И.Попов сумел остаться полностью самостоятельным в своем исследовании. Он сделал целый ряд оригинальных наблюдений и выводов, исправив также некоторые ошибки предыдущих «августиноведов». И.В.Попов пользуется в своем исследовании историко-сравнительным методом, сопоставляя учение блаженного Августина по тем или другим вопросам с воззрениями античных философских школ, со взглядами богословов II—IV в.в. Речь идет о судьбе воззрений Августина в истории позднейшей богословско-философской мысли. По словам знаменитого патролога архимандрита Киприана (Керна), «большая работа о Блаженном Августине И.В.Попова выше всякой похвалы».
И.Попов приходит к выводу, что основой личности Августина была любовь. После обращения в христианство его любовь, направлявшаяся прежде «к реальным, но непрочным и вечно убегающим благам настоящей жизни», сосредоточилась «на Боге, как высшем и неотъемлемом Благе» и в Нем «нашла для себя упокоение». И.Попов исследует учение Августина о познании в сопоставлении с учениями Аристотеля, Платона и Плотина. Автор рассматривает такие вопросы, как виды познания, познание в отношении к частным видам познаваемого, достоверность познания. И.Попов освещает философские воззрения Августина на некоторые понятия и категории (понятие субстанции, ее виды, формы, качества; материя телесных и духовных субстанций, их происхождение, ничто, изменяемость субстанций, зло, благо).
И.В.Попов (1867 – 1938) – профессор Московской Духовной академии по Первой кафедре патрологии. В 1903-1906 г.г. был редактором журнала «Богословский вестник». В 1906 г. стал членом Предсоборного присутствия. В 1907-1918 г.г. - приват-доцент Московского университета по истории патристической философии и истории догматов. Участник Всероссийского церковного собора 1917-1918 г.г. Профессор И.В.Попов – автор многочисленных работ по патрологии, среди которых наиболее важные – «Религиозный идеал св. Афанасия Александрийского», «Тертуллиан», «Мистическое оправдание аскетизма в творениях преп. Макария Египетского», «Св. Иоанн Златоуст и его враги». Его перу принадлежит «Курс лекций по патрологии». И.В.Попов был одним из ближайших сподвижников патриарха Тихона. Впервые он был арестован в 1923 г. Последний раз арестован 9 октября 1937 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности. Решением Тройки УНКВД Красноярского края от 5 февраля 1937 г. И.В. Попову была назначена высшая мера наказания – расстрел. Постановление было приведено в исполнение 8 февраля 1938 г. в городе Енисейске. В 2003 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви профессор Московской Духовной академии И.В.Попов был причислен к лику святых как мученик за веру.