|
Поселянин Е. Преподобный Серафим, Саровский чудотворец. (С новыми сведениями о старце). С рисунками в тексте. Спб., издание И.Л.Тузова, 1903. 230 с., с илл. 21 x 14,5 см. В переплете эпохи с золотым и цветным тиснением на корешке и передней крышке. Сохранена издательская обложка. Очень хорошая сохранность.
Евгений Николаевич Погожев (псевд. Поселянин; 1870-1931) - русский публицист и духовный писатель. Родился в г. Москве. В 1879-1888 г.г. учился в 1-й Московской гимназии, затем окончил юридический факультет Московского университета. За несколько месяцев до этого, побывав в Оптиной пустыни, стал духовным сыном старца Амвросия, благословившим его «писать в защиту Веры, Церкви и Народности». Творчество Е.Поселянина продолжалось более четверти века и оставило видный след в церковно-просветительской литературе. Большую часть своих трудов он посвятил жизнеописаниям подвижников благочестия. В 1924 г. Е.Поселянин за контрреволюционную деятельность был выслан в Восточную Сибирь, в 1930 г. был арестован за злостную антисоветскую агитацию и расстрелян. В 1981 г. решением Архиерейского Собора Русской православной церкви за границей канонизирован в лике мученика со включением в Собор новомучеников и исповедников Российских.
Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин, 1759-1833) - иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители, великий подвижник Русской Церкви и один из наиболее почитаемых русских святых. Происходил из семьи богатого курского купца Исидора Мошнина, имевшего кирпичные заводы и занимавшегося возведением каменных светских зданий и церквей. Среди прочего, он построил в Курске по плану архитектора Ф.Растрелли храм во имя преподобного Сергия Радонежского.
Когда Прохору исполнилось 17 лет, он твердо решил оставить мир, и с благословения матери, напутствовавшей его медным крестом, с которым он с тех пор никогда не расставался, посвятил себя иноческой жизни. В 1776 г. он совершил паломничество в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей благословил его и указал место, где он должен принять послушание и постриг - Саровскую пустынь. В 1778 г. он стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре в Тамбовской губернии, в 1786 г. принял монашество, в 1793 г. был рукоположен в иеромонаха. В иноческий чин его посвятили с новым именем - Серафим. В переводе с древнееврейского оно означает «пламенный».
В 1794 г., стремясь к уединению, Серафим стал жить в лесу в келье в пяти километрах от монастыря. Он носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, спал очень мало, посвящал время чтению священных книг, ежедневной долгой молитве, столпничеству. Около своей кельи он возделал огород и устроил пчельник. «Житие» о. Серафима сообщает о происходивших с ним чудесах, например, о случае, когда Преподобный из рук кормил медведя хлебом.
В 1807 г. о. Серафим принял на себя иноческий труд молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. В 1810 г. он возвратился в монастырь, но ушел в затвор. В 1825 г. о. Серафиму было явление Богоматери, которая повелела ему выйти из затвора и принимать всех, кто будет идти к нему. Получив свыше дар прозорливости и исцеления от болезней, он принимал многих посетителей из монашествующих и мирян. В числе посетивших его знатных особ был император Александр I.
Старец Серафим скончался 2 января 1833 г. в Саровском монастыре, в своей келье во время молитвы. В 1903 г. он был прославлен Российской церковью в лике преподобных. В настоящем издании представлены документы по его канонизации, история прославления старца Серафима, сведения о его духовных наследниках и учениках.