|
Познышев С.В. Религиозныя преступления с точки зрения религиозной свободы: К реформе нашего законодательства о религиозных преступлениях. М., Университетская типография, 1906. [2], 313, [2] с.; 1 л. табл. 25,3 х 16,5 см. Докторская диссертация ученого. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.
Сергей Викторович Познышев (1870-1943) - русский юрист и психолог, профессор Московского университета, Государственного Московского психоневрологического института, Тулузской Академии наук. Его идеи оказали влияние на развитие отечественного правоведения и отечественной юридической психологии. Сам С.В.Познышев свои идеи определял как синтез классического, антропологического и социологического направлений в уголовном праве и именовал их этико-социологическим направлением.
С.В.Познышев в 1889 г. окончил Тульскую гимназию, затем учился на юридическом факультете Московского университета (1890-1894), который закончил с дипломом 1-й степени. Защитив в Московском университете диссертацию «Религиозные преступления с точки зрения религиозной свободы» (1906), получил степень доктора уголовного права и был утвержден экстраординарным профессором кафедры уголовного права и уголовного судопроизводства; с апреля 1910 г. - ординарный профессор этой кафедры, а с ноября 1912 г. одновременно состоял ординарным профессором Императорского лицея в память Цесаревича Николая.
В 1915-1917 г.г. С.В.Познышев состоял проректором Московского университета. В этот период он ведет активную научную работу, регулярно издает крупные труды по различным областям юридической науки. Ознакомившись с опытом Бельгии, Франции, Австрии, Венгрии и Швейцарии, публикует работы, посвященные бельгийским, венгерским и швейцарским тюрьмам. Являясь членом Русской группы Международного союза уголовного права при Юридическом обществе, принимает участие в конгрессах Международного союза криминалистов.
После революции С.В.Познышев продолжил преподавание в Московском университете, часто консультировал работников НКЮ РСФСР по сложным правовым вопросам. В 1922 г. был членом Комиссии по составлению проекта УК РСФСР. С 1928 г. читал лекции по криминальной психологии на Московских курсах для экспертов, с 1930 г. был заведующим отделом общественных наук Государственной библиотеки.
Для диссертационного исследования на степень доктора уголовного права С.В.Познышев избрал чрезвычайно актуальную для своего времени тему об уголовной наказуемости религиозных преступлений и о месте религиозной свободы в жизни общества. Надо помнить, что свобода совести и веротерпимость были провозглашены в Российской империи несколькими манифестами и указами в 1903-1906 г.г. И только с этого момента, с одной стороны, прекратились преследования старообрядцев, сектантов, ущемление прав других конфессий, с другой - появилась возможность свободного исследования в этой области.
Автор анализирует средневековое европейское законодательство с точки зрения отношения его к религиозным преступлениям и свободе совести, прослеживает изменения в этой области, начавшиеся в Новое время (XVI-XVIII в.в.). Ученый рассматривает такие уголовно наказуемые в то время деяния, как богохульство, лжеприсяга, ересь, схизма, волшебство, ведовство и др., исследует развитие взглядов европейских юристов, ученых, философов на религиозные свободы и влияние их на складывание новых уголовно-правовых концепций. Среди изученных теорий представлены построения о религиозной свободе С.Кастеллиона, К.Ренато, Ж.Бодена, английских сектантов, Т.Мора, Спинозы, Мильтона, Локка, Бентама, Монтескье, Вольтера и др. Уже эти ученые приходили к выводам о непригодности наказаний как средства борьбы с религиозными идеями. Автор определяет границы религиозных свобод и общий принцип, очерчивающий объем и направление уголовной охраны религии.
С.В.Познышев изучил виды религиозных преступлений и систему наказаний за них в современных ему уголовных практиках и законодательствах европейских государств и сопоставил полученные данные с данными русского законодательства. Автор рассматривает содержание Уголовного уложения 1903 г., указа от 17 апреля 1905 г., Высочайшего повеления от 14 марта 1906 г., анализирует общий взгляд российского законодательства на религиозные преступления.
Работа важна для понимания истории уголовного права, развития представлений о религиозных преступлениях и свободе совести. В ней автор разрабатывал поставленную проблему с точки зрения ее дальнейшей законодательной регламентации в будущей российской конституции.