Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Празднование Пятидесятилетия службы в офицерских чинах Министра путей сообщения, генерал-адъютанта, адмирала Константина Николаевича Посьета. Спб., 1887. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность. С автографом К.Н.Посьета О.К.Кремеру.

Автор: Без автора
Год издания: 1887


Празднование Пятидесятилетия службы в офицерских чинах Министра путей сообщения, генерал-адъютанта, адмирала Константина Николаевича Посьета: Отчет Юбилейной комиссии. Спб., [типография Министерства путей сообщения], 1887. [4], 284 с., с илл.; 1 л. портрет. 26,5 х 16,6 см. Издание отпечатано ограниченным тиражом, в продажу не поступало. Большинство экземпляров являлись именными и были подписаны К.Н.Посьетом. На данном экземпляре автограф - дарственная надпись, адресованная: «Оскару Карловичу Кремеру от искренно преданнаго и уважающаго К.Посьета». В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность.

Библиография: Международная книга, 44-275, 59-969.


23 декабря 1886 г. состоялось празднование 50-летней годовщины службы в офицерских чинах К.Н.Посьета. К юбиляру с поздравлениями прибыли не только царские сановники, представители различных учреждений и ведомств и многочисленные депутации, но и сам император Александр III. К.Н.Посьет получил множество поздравительных рескриптов, адресов, приветствий и телеграмм, которые представляют роль его личности в жизни государства, общества, в экономике страны. В издании опубликовано описание торжеств и чествования, представлены тексты поздравительных адресов и рескриптов - всего около 80 документов, дан перечень подношений. Книга была подготовлена по итогам проведения торжеств и предназначалась для памятных подарков высокопоставленным государственным лицам и друзьям юбиляра, приглашенным на праздник. Она отпечатана на высочайшем полиграфическом уровне. Фронтиспис - портрет К.Н.Посьета - выполнен в технике гравюры мастером Виктором Бобровым, отпечатан в типографии Экспедиции заготовления государственных бумаг.

Константин Николаевич Посьет (1819-1899) - выдающийся государственный деятель, флотоводец, ученый: генерал-адъютант (1866), Министр путей сообщения (1874-1888), доктор экономических наук и почетный член Российской Академии наук (1879), адмирал (1882), член Государственного Совета (1888). В 1836 г. окончил Морской корпус Петра Великого в числе лучших учеников, а затем - Офицерские классы. В чине лейтенанта в 1840 г. поступил на службу в военный флот. С 1843 г. был помощником контр-адмирала Е.В.Путятина, выполнявшего особые поручения при морском министре. По заданию Е.В.Путятина К.Н.Посьет в 1844 г. разработал новую методику проведения артиллерийского учения на кораблях. В качестве образца послужил английский опыт. К.Н.Посьет внедрил эту методику на порученных ему кораблях. Она оказалась особенно эффективна на Черном море при покорении Кавказа, позволив ускорить скорость стрельбы орудий и точность огня, и, следовательно, его поражающую мощь и эффективность каждого судна. Вскоре К.Н.Посьет издал две книги: «Артиллерийское ученье, составленное по правилам, принятым на английских военных судах» (1847) и «Вооружение военных судов» (1849). За последнюю он получил Демидовскую премию Академии наук. За успешное применение этих разработок император Александр II наградил К.Н.Посьета крестом «За покорение Кавказа».

В 1852-1854 г.г. К.Н.Посьет принимал участие в экспедиции вице-адмирала Е.В.Путятина на фрегате «Паллада», отправившегося с дипломатической миссией в Японию для заключения первого торгового договора. Для этого молодой офицер выучил японский и голландский языки. Он сыграл значительную роль в успехе переговоров. В 1858 г. К.Н.Посьет стал воспитателем великого князя Алексея Александровича, которому шел восьмой год, и в течение 16 лет обучал его морским наукам. Вскоре К.Н.Посьет получил звание флигель-адъютанта и вошел в свиту императора Александра II. Морские экспедиции с юным великим князем принесли пользу науке и развитию отдельных регионов. Так, в 1870 г. на корвете «Варяг» К.Н.Посьет исследовал часть Северного морского пути, занимался морской картографией, географическим и этнографическим описанием Русского Севера, он открыл остров Новая Земля и первым поднял на нем русский флаг. К.Н.Посьет совершил дальние плавания, во время одного из которых корабли русской эскадры посетили Мадагаскар, Японию, Китай, США, Канаду, выполняя дипломатические задачи.

На посту министра путей сообщения К.Н.Посьет проявил себя как выдающийся новатор, собирая в своем министерстве лучших ученых того времени. Он добился «попудной премии» для российских производителей железнодорожных рельсов, при нем было построено более 10 тысяч верст железных дорог, что более чем на треть увеличило их общую протяженность. Министр выступал за государственный контроль над железными дорогами, доказывая хищническое ведение дел частными акционерными обществами. Новые железные дороги связали Европейскую Россию с Уралом и Сибирью (Самара-Уфа-Златоуст-Челябинск), что стало началом строительства Транссиба, которое осуществлялось русскими инженерами, а оборудование - от костыля до паровоза - было полностью изготовлено в России и из русских материалов. При К.Н.Посьете был утвержден первый Общий устав Российских железных дорог (1885) и флаг Министерства путей сообщения (1881). Количество железнодорожных училищ возросло троекратно - до тридцати, были построены новые здания вокзалов.

Деятельность К.Н.Посьета способствовала развитию капитализма в России. По его инициативе началось строительство морского канала и морского порта Санкт-Петербурга, благодаря чему город стал портом мирового значения. Была проведена реконструкция транспортных каналов Мариинской судоходной системы, связывающей С.-Петербург с Ладожским и Онежским озерами, Архангельском, Вологдой, Великим Новгородом, Старой Руссой. Новый министр разработал планы создания всех крупных портов России и провел реконструкцию Либавского, Архангельского, Одесского и др. Эти порты были преобразованы в транспортные узлы, в которых взаимодействовали все виды морского и наземного транспорта. Усилиями К.Н.Посьета были учреждены судоходные инспекции, гидрологические и метеорологические станции. После крушения 8 сентября 1888 г. царского поезда на станции Борки Курско-Харьковской железной дороги, в котором сам К.Н.Посьет был пассажиром, он подал в отставку.

Настоящий экземпляр был подарен К.Н.Посьетом Оскару Карловичу Кремеру (1829-1910) - русскому адмиралу (1896), участнику Севастопольской обороны, члену Государственного совета. В 1854-1856 г.г. О.К.Кремер находился в гарнизоне Севастополя, где был комендантом Волынского редута. В ходе боев он получил несколько серьезных ранений, был награжден орденом св. Георгия 4-й степени; за Севастопольскую оборону получил ордена св. Владимира 4-й степени с бантом и св. Анны 3-й степени с бантом. На корвете «Варяг» О.К.Кремер вместе с К.Н.Посьетом ходил к Новой Земле и к берегам Исландии. Участвовал он и в ряде других экспедиций, в которых К.Н.Посьет выступал как наставник великого князя Алексея Александровича. За участие во множестве морских кампаний О.К.Кремер был награжден орденами св. Станислава 2-й степени (1858 г.) и св. Анны 2-й степени с мечами и Императорской короной (1866 г.). В 1866 г. О.К.Кремер был назначен флигель-адъютантом, а в 1875 г. произведен в контр-адмиралы и зачислен в свиту Государя. В 1886 г. он стал генерал-адъютантом и произведен в вице-адмиралы. О.К.Кремер занимал в это время высокие административные посты в Морском министерстве. Наиболее продолжительной и значимой была его деятельность в качестве начальника Главного Морского штаба с 1888 по 1896 г.г.