Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Пругавин А.С. Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и воспитания. Спб., 1895. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Очень хорошая сохранность.

Автор: Пругавин А.С.
Год издания: 1895


Пругавин А.С. Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и воспитания. Издание второе, значительно дополненное. Спб., типография И.Н.Скороходова, 1895. [2], XXIV, 547, [4] c. 20,2 x 14,4 см. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Сохранена издательская обложка. Очень хорошая сохранность. Профессиональная реставрация обложки.


Александр Степанович Пругавин (1850-1920) - русский исследователь раскола и народного образования, публицист, революционер-народник, видный толстовец. Принимал участие в революционных студенческих выступлениях, в 1871 г. был сослан по делу «нечаевцев» в Архангельскую губернию. С 1877 г. изучал старообрядчество. В Сибири после Октябрьской революции сотрудничал с белогвардейцами, был арестован большевиками, умер в Красноярской тюрьме от тифа. Среди его работ - «Старообрядчество во 2-й половине XIX века. Очерки из новейшей истории раскола» (М., 1904); «В казематах. Очерки и материалы по истории русских тюрем» (Спб., 1909).

Книга «Запросы народа» важна как первое исследование народного образования, его положения в конце XIX века и отношения самого народа к этому образованию. Она положила основу исследованиям в этой области, способствовала формированию общественного мнения по вопросам начального образования и воздействию этого мнения на власть.

Говоря об «инстинктивной» тяге народа к книге, А.С.Пругавин приводит характерный пример: деревенские старик и старуха, возвращаясь домой, находят на дороге исписанный листок бумаги и, даже не понимая, что в нем написано, радуются - у них в доме теперь будет «грамотка».

В 80-90-е г.г. XIX века «хождение в народ» повысило грамотность и пробудило интерес к изучению вкусов народа. А.С.Пругавин разработал «Программу для собирания сведений о том, что читает народ и как он относится к школе и книге». Это программа обширного социологического исследования, которое могло проводиться по всей стране. В ней автор стремился выяснить распространенность чтения в народной среде, читательские вкусы, источники печатной продукции и т.д. Материалы, собранные в соответствии с этой программой лично автором, легли в основу настоящего исследования.

В «Запросах народа» показано, что стремление народа к грамотности не удовлетворялось из-за малочисленности народных училищ, отсутствие средств в казне и у земства не позволяло решать проблему радикально. Тогда народ сам начал заводить собственные школы и привлекать учителей из своей же среды. С другой стороны, в книге рассмотрена практика публичных чтений для народа, организуемых интеллигенцией и преподавателями. Представлены обширные данные о развитии народного библиотечного дела. Все это позволяло понять вкусы и читательские предпочтения народной аудитории. А.С.Пругавин выделяет основные проблемы народного образования. Среди них - закон 1891 г., который подчинял домашние школы грамотности духовенству, что обусловило негативное отношение к ним общества и земства.

В книге помещены и очерки о разносной книжной торговле, которая осуществлялась офенями и книгоношами. Исследуются маршруты их передвижений, репертуар разносной торговли в ряде регионов, доходность такого вида промысла, отношение читателей к лубочной и классической литературе. В приложениях к книге опубликованы некоторые официальные документы, имевшие отношение к школьному делу и распространению грамотности: циркуляры, положения, инструкции, списки разрешенных книг, уставы библиотек. Автор посвятил свою книгу памяти известнейшего русского издателя и просветителя Николая Ивановича Новикова.

Книга А.С.Пругавина «Запросы народа» спровоцировала горячие споры в обществе. Возникали вопросы: что имеется в виду под понятием «интеллигенция»; почему автором противопоставляется простой народ и «образованный» слой; почему именно интеллигенция должна взять на себя дело народного образования, и в чем же все-таки состоят запросы народа?