Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Пыпин А.Н. Панславизм в прошлом и настоящем. (1878). [Спб.], 1913. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность.

Автор: Пыпин А.Н.
Год издания: 1913


Пыпин А.Н. Панславизм в прошлом и настоящем. (1878). С предисловием и примечаниями В.В.Водовозова. [Спб.]: Колос, 1913. VIII, 189 с. 22,4 х 15 см. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность.


Александр Николаевич Пыпин (1833-1904) - ученый и публицист. Автор нескольких фундаментальных работ по славянской литературе и истории, этнографии как поэтическом и обрядовом быте народа. Был сторонником изучения литературы в связи с развитием общественной мысли. В 1890-х г.г. под редакцией А.Н.Пыпина вышли "Искусство с точки зрения социологии" Гюйо и "История немецкой литературы" Шерера. Совместный труд А.Н.Пыпина и В.Д.Спасовича начался как составление дополнений к «Всеобщей истории литературы» Иоганна Шерра, но быстро перерос в масштабное сочинение «История славянских литератур», которое позднее распространилось на немецком, чешском, французском языке. Этот капитальный труд остается единственным обстоятельным изложением истории западной и южной славянской литературы, замечательным источником по изучению духовной жизни истинно научным по своему методу. А.Н.Пыпин был одним из самых влиятельных публицистов своего времени, много сотрудничал с редакцией «Современника», «Вестника Европы», почти в каждом номере которого появлялась одна или несколько его статей.

Очерки А.Н.Пынина о панславизме появились после Русско-турецкой войны 1877-1878 г.г. в «Вестнике Европы» (1878, №№ 9-12). Российская империя с союзными балканскими государствами выступала против жестокости по отношению к христианам Османской империи. Во многом войне способствовал подъем националистических настроений среди славян. Балканские войны 1912-1913 г.г. вновь пробудили интерес к событиям на Ближнем Востоке и всему славянскому миру. Статьи А.Н.Пынина, изданные уже после его смерти отдельным изданием, нисколько не утратили своего значения для читателя до нашего времени, хотя некоторые частности в них устарели.

Работы А.Н.Пыпина представляют собой первую попытку объективного исследования панславистской идеологии. Не приемля национализм, А.Н.Пыпин был в то же время сторонником национальной идеи, так как понимал ее позитивное значение для зависимых народов. Панславизм А.Н.Пыпин считал одним из самых характерных проявлений национальной идеи и полагал, что за этим понятием скрываются разные явления: идеология национально-освободительной борьбы угнетенного и разъединенного славянства, националистическая доктрина противостояния славянского мира Европе. В зависимости от обстоятельств панславизм мог содействовать либо прогрессу, либо реакции. А.Н.Пыпин писал, что панславизм никогда не был официальной внешнеполитической доктриной России, но всегда оставался достоянием общественной жизни. В отличие от некоторых других либеральных деятелей, считавших панславизм только реакционным явлением политической мысли, А.Н.Пыпин признавал его роль «как стремление славянства создать себе политическое существование» и обеспечить национальное выживание ввиду угрозы германизации и исламизации.

А.Н.Пыпин видел в панславистской идее два аспекта: политический и культурный. Поскольку политическое объединение славян в обозримом будущем представлялось ему малореальным (ввиду их религиозной, экономической и политической несхожести), он выдвигал в качестве приоритетной задачу духовного, культурного единения славян на почве языка и литературы. Именно на этом поприще Россия, по его мнению, могла завоевать авторитет среди славянства и стать его духовной руководительницей. Но для этого ей надо было внутренне переродиться самой. И хотя политический панславизм, полагал А.Н.Пыпин, не разделялся ни правительством, ни большинством российского общества, он широко использовался западными политиками и публицистами как пугало для устрашения Европы «славянской опасностью». А.Н.Пыпин утверждал, что декларируемая на Западе «угроза панславизма» - всего лишь политическая уловка, призванная завуалировать собственные агрессивные замыслы западных держав на Балканах.

В своих сочинениях А.Н.Пыпин приводит несколько вариантов толкования панславизма: 1) созданная западной публицистикой мистификаторская трактовка панславизма; 2) истинный панславизм, демократический панславизм - это панславистские теории в среде славянской интеллигенции Габсбургской монархии; 3) российский вариант панславизма, сформировавшийся позже других и имевший несколько разновидностей (от элементов панславизма в славянофильстве до «квасного патриотизма»).

В сочинениях А.Н.Пыпина о панславизме можно проследить четкое временное разграничение литературного и политического панславизма. Политический панславизм, по его мнению, возник в 1848 г., когда «славянству пришлось иметь дело с настоящими практическими делами». «Весна народов» - революционные движения и народные восстания в Венгрии, Польше, Галиции, Чехии, Хорватии, Словакии в составе Австрийской империи - пробудила национально-освободительное движение и стала серьезным вызовом для сторонников объединения.

В дальнейшем А.Н.Пыпин рассматривает литературный панславизм как самостоятельную форму в статье «Литературный панславизм» («Вестник Европы», 1879). Выделение литературного панславизма было связано с оценкой роли и деятельности автора теории славянской взаимности Я.Коллара, а также П.Шафарика.