Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Воспроизведение издания 1790 года. Издание А.С.Суворина. Спб., 1888. Экземпляр № 39 на слоновой бумаге. В современном цельнокожаном переплете и картонажном футляре. Тройной золотой обрез. Большая редкость.

Автор: Радищев А.Н.
Год издания: 1888


Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Воспроизведение издания 1790 года. Издание А.С.Суворина. Спб., типография А.С.Суворина, 1888. [16], 453, [3] с. 23,7 х 15,1 см. Тираж 100 экземпляров, нумерованных тремя отдельными нумерациями. Из них - 25 экземпляров на японской бумаге большого формата, 30 экземпляров на японской бумаге малого формата, 45 экземпляров на слоновой бумаге. Настоящий экземпляр отпечатан на слоновой бумаге, имеет номер: «39», проставленный от руки орешковыми чернилами. В современном библиофильском цельнокожаном переплете с золотым тиснением на корешке и крышках, и в современном картонажном футляре. Тройной золотой обрез. Форзацы из бумаги под мрамор. Отличная сохранность. Издание имеет историко-культурную ценность. Большая редкость.

Библиография: Н.Б., 480; Международная книга, 3-291, 11-51а, 21-287, 73-561; Ульянинский Д.В. Среди книг и их друзей: Из воспоминаний и заметок библиофила. М., 1903; Смирнов-Соколькикий Н. Рассказы о книгах. М., 1959.


«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева в истории русского книгопечатания имеет едва ли не самую захватывающую и трагическую судьбу. Эту настрого запрещенную в течение 115 лет с момента издания книгу страстно желали иметь все крупные библиофилы XIX века, ее текст переписывали от руки, читали наиболее доверенным друзьям за запертыми дверями.

Интерес к произведению возрастал обратно пропорционально доступности текста. Первое издание «Путешествия» считается главной печатной редкостью дореволюционного русского книжного мира. Иметь экземпляр «подлинного Радищева» всегда было заветной мечтой каждого библиофила, начиная с А.С.Пушкина. В личной библиотеки поэта был экземпляр с его автографом: «Экземпляр, бывший в Тайной канцелярии, заплачено 200 рублей. А.Пушкин».

Первое издание книги, выйдя в мае 1790 г., очень скоро вызвало волнение при дворе и попало на стол к Екатерине II. Уже сам этот факт подчеркивал исключительное значение книги. Императрица проштудировала книгу с пером в руке и пришла в ярость.

О гневе просвещенной правительницы свидетельствовали ее едкие комментарии на полях и прямые ее письменные высказывания. Редкая книга до того, да и после, удостаивалась отдельного указа о себе со стороны монаршей особы. Екатерина Алексеевна сочла Радищева худшим бунтовщиком, чем Емельян Пугачев. Особенное негодование и ужас вызывала ода «Вольность», помещенная в главе «Тверь». Фигура А.Н.Радищева выглядела в глазах императрицы особенно демонически на фоне разворачивавшейся Великой Французской революции. Автора приговорили к смертной казни, замененной десятью годами сибирской ссылки в Илимский острог на Байкале. Но даже пройдя неполный срок наказания и вернувшись к государственной деятельности, А.Н.Радищев не вынес бремени своего величия и покончил с собой, отравившись ядом.

Издание «Путешествия» А.Н.Радищев выпустил в собственной типографии в количестве 650 экземпляров. Он тщательно замаскировал «крамольное» содержание книги от цензуры под видом путевой беллетристики. Уловка удалась, книга была разрешена к печати. Но накануне ареста, через месяц после начала продаж в лавках, автор сам сжег тираж почти целиком. Около 30 экземпляров было распродано или подарено самим автором за это время. Некоторая часть этих экземпляров потом была изъята и сжигалась государством, а несколько погибли при других обстоятельствах.

По мнению профессора Д.Н.Анучина, к 1918 г. сохранилось не более двадцати экземпляров, из них только о семнадцати было примерно известно, где они находятся. В середине ХХ века Н.Смирнов-Сокольский в очередной раз пытался установить судьбы «самой редкой» русской книги. Он насчитывал от 14 до 19 экземпляров первого издания, о которых было что-либо известно. Некоторых из них на тот момент уже, видимо, не существовало в действительности.

В течение XIX века было предпринято несколько попыток переиздания текста. Н.И.Герцен выпустил книгу в Лондоне впервые в 1858 г., но с большими вторжениями в текст. С сокращениями и искажениями произведение издал в 1867 и 1868 г.г. Н.А.Шигин в Петербурге. Летом 1868 г. запрет на издание «Путешествия» А.Н.Радищева формально был снят отменой предварительной цензуры. Литературовед и библиофил П.А.Ефремов предпринял попытку издания полных текстов А.Н.Радищева в России. Но в 1872 г. Комитет министров получил право уничтожать тиражи книг без возбуждения судебного преследования. Отпечатанное в этом году Ефремовское издание Полного собрания сочинений А.Н.Радищева, включившее в себя текст «Путешествия» без купюр, было арестовано в типографии и сожжено. Уцелело несколько экземпляров, выкраденных самим издателем.

Интересно, что в 1885 г. родственники А.Н.Радищева получили разрешение открыть музей их знаменитого предка в Саратове. Им было позволено выставлять и подлинный экземпляр «Путешествия» с условием, что страницы с одой «Вольность», находящейся в главе «Тверь», будут недоступны читателям. Поэтому в книге были прошиты шнуром и запечатаны сургучной печатью страницы 349-369. Создатели музея братья Боголюбовы сделали надпись на экземпляре: «Печать должна быть неприкосновенна».

Впервые разрешено было издать «Путешествие» в полном виде знаменитому русскому издателю А.С.Суворину, имевшему большие связи в высших кругах общества. Он получил разрешение на издание текста сверхмалым тиражом в исключительно библиофильских целях. А.С.Суворин напечатал «Путешествие» «для любителей и знатоков» слово в слово, строка в строку с первого издания А.Н.Радищева, воспроизведя даже вид и размер шрифта. Издание это стало знаковым. Оно вышло тиражом в 100 нумерованных экземпляров трех вариантов на разной бумаге, значительно различавшихся в цене.

Издание этой книги А.С.Суворина обернулось личной драмой и преждевременной кончиной одного выдающегося библиофила, жестоко наказанного судьбой за свою чрезмерную страсть к книгам. Перипетии, связанные с этим, красочно описал их участник, старейший московский книготорговец А.А.Астапов. Позднее историю эту воспроизводили Д.В.Ульянинский и Н.Смирнов-Сокольский. Некоторые сюжетные ее линии так и остались покрыты мраком. Повесть эта очень ярко характеризовала тогдашний мир русских книжных коллекционеров, издателей и антикваров, его движущие пружины и психологию, отношение к книге.

Алексей Сергеевич Суворин попросил А.А.Астапова найти на время исправный экземпляр первого издания «Путешествия». Каждый известный том произведения был тогда на счету у столичных антикваров, выслеживавших их десятилетиями. АА.А.Астапов сумел заполучить «на месяц» экземпляр сына фабриканта-старообрядца Павла Васильевича Щапова, выдающегося коллекционера книг, который доверял антиквару, много лет комплектовавшему его библиотеку.

Библиотека Павла Щапова являлась в то время одним из самых богатых московских частных собраний и насчитывала около 40 тысяч томов. Щаповский экземпляр «Путешествия» имел великолепную сохранность и являлся жемчужиной коллекции библиофила. П.В.Щапов, как и многие коллекционеры, - нелюдимый и мало доверчивый, - лишь с предупреждениями и дополнительными гарантиями предоставил свой экземпляр А.Астапову для А.Суворина ради его благого дела. А.С.Суворин отдал книгу своим наборщикам в типографию. Они, не представляя ее ценности, расшили экземпляр для скорости работы и в процессе создания набора фактически уничтожили. Сам А.С.Суворин в это время уехал в Крым и не контролировал процесс.

П.В.Щапов был в такой ярости, что собирался судиться и букинистом А.Астаповым и с издателем А.Сувориным. А.С.Суворин обещал ему найти такой же по сохранности экземпляр. Но поиски не увенчались успехом. В их ходе за идеальный экземпляр предлагались колоссальные суммы, которые росли на глазах из месяца в месяц. 100, 300, 500, 1500 рублей - такие ценники указывались в объявлениях в газетах. Верхний из них, как говорил А.А.Астапов, был только провокацией, но красноречивой. В ответ на объявления всплыли лишь два экземпляра, однако они не соответствовали предъявлявшимся требованиям к их сохранности. Один из них привез в Москву полтавский полковник. Экземпляр этот был неполным, с восстановленным титулом и некоторыми другими листами. Но, в конце концов, А.С.Суворин купил для П.В.Щапова хороший чистый экземпляр подлинного «Радищева», в превосходном новом сафьяновом переплете, с золотым обрезом. Но П.В.Щапов не мог забыть своего утраченного идеального экземпляра, имевшего максимально широкие поля и переплет эпохи. Библиофил сошел с ума от горя и умер в течение нескольких месяцев в 40 лет.

Суворинское издание «Путешествия» стоило необычайно дорого: 25 экземпляров были отпечатаны на большой японской бумаге и продавались по 60 руб.; 30 экземпляров на той же бумаге меньшего формата стоили по 50 руб.; 45 экземпляров на слоновой бумаге ценились в 25 руб. Еще несколько экземпляров сверх тиража было напечатано на обыкновенной бумаге. Но они в продажу не поступали, являясь «обязательными» для предоставления в Управление по делам печати.

Несмотря на такую высокую цену, успех издания был феноменальный, не сравнимый ни с одним другим русским печатным изданием. Книги разошлись полностью за два дня. Первое полное и разрешенное Суворинское издание «Путешествия», вышедшее спустя почти 100 лет после написания книги, сразу стало библиографической редкостью и остается таковой до сих пор.