Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Ремизов А. Бесноватые: Савва Грудцын и Соломония. Париж, 1951. Тираж 200 экз. Прижизненное издание. В издательской обложке и в современном художественном футляре. Отличная сохранность.

Автор: Ремизов А.
Год издания: 1951


Ремизов А. Бесноватые: Савва Грудцын и Соломония. Париж: Оплешник, 1951. 93, [2] с. 19,4 х 14,4 см. Тираж 200 экземпляров. Прижизненное издание. Книга впоследствии не переиздавалась. В издательской обложке, оформленной А.Ремизовым под скоропись конца XVII в., и в современном художественном футляре. Отличная сохранность.

Библиография: Андрей Савин. Россия вне России.


Книга «Бесноватые» А.М.Ремизова состоит из двух повестей о людях, «одержимых бесом»: «Савва Грудцын» (1949) и «Соломония» (1929). Они были написаны с разницей в двадцать лет, но тесно связанны друг с другом темами и идеями. Обе повести восходят к соответствующим оригинальным сказаниям, дошедшим до нас в рукописях XVII века. Повесть о Савве Грудцыне относится к началу XVII века - времени, следовавшему за Смутой. Повесть о Соломонии принадлежит к концу царствования Алексея Михайловича и предшествует Петровским бурям.

Для А.М.Ремизова обращение к допетровской эпохе - средство понять ту «самодумную Русь», тема которой стоит в центре всего его творчества. К переделкам древнерусских произведений автор обращался в течение всего своего творчества, и они были выражением философской и литературной концепции автора. Вот что сам А.М.Ремизов говорил о своих повестях: «Соломонией и Грудцыным открывается моя повесть о любви... Они не только меня занимали, - но и всю Московскую Русь. В повести „Савва Грудцын” (кроме основной темы о любви) я также даю образ бесовского „приятеля” и юродивого, победившего природу... Я сохраняю XVII век».

В повести «Савва Грудцын» вскрываются проблемы эгоизма, гордыни и связанные с этим страсть обладания, стремление к преступлению, самозванному наречению себя «царевичем» или сверхчеловеком, вере в свою избранность, потребности в подчинении своей воле тех, кого герой считает «дураками». Закономерный финал - смерть души, и только покаяние способно ее возродить и очистить. В «Соломонии» же разработан другой круг вопросов - это эрос, телесный соблазн и конфликт души и плоти. Автор показывает, насколько актуально стало в середине ХХ века то, что беспокоило русских людей в XVII веке на переломе двух эпох.

В книге совмещены контексты XVII века и первой половины XX века. Это очень тонко сделанные произведения. С одной стороны, они основаны на тщательном изучении самих оригинальных текстов в их разных редакциях, на проработке посвященных им исследований. Но, с другой, автор, играя с образами и стилизуя свои повествования под «сказы» XVII века, вносит в тексты совершенно новые смыслы. А.М.Ремизов вводит в повествование новые эпизоды и меняет некоторые сюжетные узлы. Автор исследует тему одержимости, власти беса. Здесь прослеживается связь с интерпретацией слова «бесы» у Ф.М.Достоевского. Для Ремизова бесы - смешные безобидные существа, на которых человек стремится всеми силами переложить ответственность за собственные поступки.

В свои «сказы» А.М.Ремизов включал личные переживания и реалии XX века и стремился в передаче того или иного сюжета обратить внимание читателя на главную поэтическую мысль, которая, по его мнению, оставалась до сих пор незамеченной. Такие пересказы, согласно его мировоззрению, являлись одновременно воссозданием протооригиналов воспроизводимых историй, восстановлением «истинных» событий, запрятанных в глубине повествований XVII века.

А.М.Ремизов, переделывая древние повествования, ставил перед собой задачу реконструировать «народный миф», отраженный в тексте. Так, он создает собственные литературные «реконструкции», основанные на глубоком изучении всего имеющегося материала. Его авторская переработка источника - в прямом смысле соединение противоположностей: точного скрытого цитирования; тончайшей отделки текста источника либо с сохранением старого смысла, либо с введением смысла противоположного.

Книга «Бесноватые» была издана малым тиражом в издательстве «Оплешник». Это издательство в 1950 г. организовали на собственные средства друзья и поклонники А.М.Ремизова, члены трех семейств, друживших между собой - Резниковых, Андреевых и Сосинских, чтобы дать возможность писателю издавать свои новые произведения. В этом издательстве вышли последние восемь книг Алексея Михайловича. Их тиражи колебались от 200 до 300 экземпляров. Сам писатель так отзывался о значении издательства: «Ненапечатанные книги-рукописи меня задушили бы».

Алексей Михайлович Ремизов (1877-1957) - выдающийся писатель и талантливый художник-график, современники считали его совершенно особой и самобытной фигурой в русской литературе. Он был одним из наиболее ярких стилистов своего времени. Его произведения отличает чрезвычайно яркое и образное восприятие мира.

А.М.Ремизов учился на физико-математическом факультете Московского университета, но не закончил его, так как был арестован по ошибке за сопротивление полиции во время демонстрации и на 6 лет сослан на север. Вернувшись из ссылки в 1905 г. в Санкт-Петербург, А.М.Ремизов начал активную литературную деятельность: публикуются его сказки и легенды. Власть большевиков писатель не принял, по взглядам он был близок к эсерам. В 1921 г. выехал из Советской России, рассчитывал скоро вернуться, но остался в эмиграции навсегда. С 1923 г. проживал в Париже.