Рид Д. Вдоль фронта. М.-Л., 1928. Первое издание на русском языке. В иллюстрированной издательской обложке работы художника П.Митурича и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность.
Автор: Рид Д.
Год издания: 1928
Рид Д. Вдоль фронта. (The war in Eastern Europe). Перевод с английского И.В.Саблина и В.Ф.Корш. С предисловием А.Старчакова. М.-Л.: Земля и фабрика, 1928. 324, 2 с. 20 см. Первое издание на русском языке. В иллюстрированной издательской обложке работы художника П.Митурича и в современном художественном футляре. Очень хорошая сохранность. Тираж 6000 экз.
Американское издание книги Д.Рида о Первой мировой войне вышло в 1916 г. под названием «Война в Восточной Европе». Журналист описал свое путешествие из Греции через Сербию, Бессарабию, Болгарию и Румынию к российским границам. Несколько раз Д.Рид и его спутник, британский подданный, журналист Боурдмен Робинсон были арестованы по подозрению в шпионаже и однажды даже приговорены к расстрелу за попытку нелегально перейти границу. Оба спаслись благодаря вмешательству британского посла. Общая длительность поездки составила более полугода.
Деятельность Д.Рида как военного корреспондента началась в августе 1914 г., когда он отправился в Европу корреспондентом журнала «Метрополитен». За это время он побывал в Италии, Германии, Франции. Перед отправлением на Восточный фронт он надеялся увидеть «падение Константинополя» и «сопровождать русских на Берлин», но не застал ни одно из крупных драматических событий. Журналист наблюдал будничную жизнь стран, проходившую под гнетом затянувшейся войны. Нелегальный переход Д.Рида на российскую границу стал беспрецедентным событием. Надежда увидеть эпохальное сражение снова не осуществилась. Д.Рид и его спутник были немедленно арестованы. После двухнедельного тюремного заключения журналист, почти чудом избежавший громких обвинений, отправился в Петроград. После всех этих испытаний его первоначальный план отправиться на Кавказ был отложен, и Д.Рид вернулся в Грецию, где закончил рукопись, описывавшую события с апреля по октябрь 1915 г.
В книге Д.Рид стремился максимально точно и объективно передать личные впечатления о военной жизни мирного населения, некоторые народные черты, незаметные в мирной жизни, но ярко проявленные катаклизмами мировой войны. Образы балканских захолустий, российских равнин и еврейских местечек соседствуют с описанием деятельности административного аппарата, роли политиков и государственных деятелей. Предельно честные зарисовки Д.Рида стали на долгие годы гимном пацифизма и принципиального протеста против империалистических войн.
Рид Джон (1887-1920) - писатель, журналист. Родился в семье богатого американского бизнесмена в Портленде, окончил Гарвардский университет, после чего занялся журналистикой. Сотрудничал с ведущими периодическими изданиями Нью-Йорка. Написал книгу «Революционная Мексика» о своих воспоминаниях 1913 г., в которой выступил против вторжения США во внутренние конфликты других государств. Участвовал в Октябрьской революции в Петрограде 1917 г. В 1919 г. стал одним из организаторов Коммунистической партии США, совершил около двадцати агитационных поездок по стране, выступая в защиту Октябрьской революции. Самая знаменитая его книга - «Десять дней, которые потрясли мир», посвященная событиям 1917 г. в России. В.И.Ленин высоко ценил эту книгу и предлагал издать ее на всех языках мира, однако судьба издания сложилась иначе. Д.Рид не упомянул в ней об участии И.Сталина в революционных событиях, поэтому в период с 1924 по 1957 г.г. книга не переиздавалась, а все уцелевшие экземпляры находились в спецхране. Осенью 1919 г. Д.Рид участвовал в работе II конгресса Коммунистического Интернационала в Москве, где заразился сыпным тифом, от которого так успешно спасался на протяжении нескольких лет, проведенных на фронтах. Похоронен на Красной площади у Кремлевской стены.
Обложку для настоящего издания выполнил Петр Васильевич Митурич (1887-1956), художник, теоретик искусства. П.В.Митурич - выпускник Петербургской Академии художеств, участник выставок «Мира искусства». П.Митуричу удавалось, при ограниченности его выездов в Петербург, участвовать в художественной жизни столицы. Его работы отличал особый пластический язык, свободный от влияния сложившихся приемов и клише. П.Митурич участвовал в Первой мировой, а затем и Гражданской войне. Многие его работы, созданные в послевоенный период, традиционно относят к Золотому фонду отечественной графики. В 1930-е -1950-е г.г. художник оказался «выдавленным» из официальной художественной жизни, но избежал крайних притеснений со стороны власти, создав серию крайне выразительных личных полотен. Частично собрание картин П.Митурича хранится в Третьяковской галерее и других музеях.