Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Ровинский Д.А. Обозрение иконописания в России до конца XVII века. - Описание фейерверков и иллюминаций. Спб., 1903. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.

Автор: Ровинский Д.А.
Год издания: 1903


Ровинский Д.А. Обозрение иконописания в России до конца XVII века. - Описание фейерверков и иллюминаций. [Спб.], издание А.С.Суворина, 1903. IV, [2], 330 с.; 1 л. портрет. 27 х 17,6 см. В современном полукожаном переплете. Сохранены издательские обложки. Отличная сохранность.


Дмитрий Александрович Ровинский (1824-1895) - юрист, сенатор, ученый-археограф, историк искусства, крупнейший коллекционер гравюр и эстампов, член-корреспондент и почетный член Петербургской Академии наук, почетный член Академии художеств. Еще в молодости он начал собирать свою уникальную по богатству и полноте коллекцию европейской и русской гравюры, а также русского лубка; кроме этого, Д.А.Ровинский глубоко изучал предмет своей страсти. Результатом стали фундаментальные исследования и каталоги, и поныне представляющие большой научный интерес: «Русские народные картинки», «Подробный словарь русских гравированных портретов», «Подробный словарь русских граверов XVI - XIX в.в.», «Полное собрание гравюр Рембрандта со всеми разницами в отпечатках». Д.А.Ровинский обстоятельно описал, систематизировал, проанализировал собранный им богатый фактический материал и положил начало изучению русской гравюры и лубка. Он является одним из наиболее авторитетных специалистов в области старого и нового русского изобразительного искусства, чей коэффициент цитирования, - важнейший признак непреходящего значения научных работ, - очень высок до сих пор.

В настоящее издание вошли две работы автора. Первая – «Обозрение иконописания в России до конца XVII века» - весьма важное и полезное сочинение об искусстве и истории русского иконописания. Настоящее издание стало первой полной и отдельной публикацией этого труда, написанного еще в 1856 г. В книге собраны, с одной стороны - по письменным источникам, с другой - на материале сохранившихся и известных коллекционеру древнерусских икон, весьма полные сведения о русской иконописи XI-XVII в.в. С момента первого издания эта работа Д.А.Ровинского является настольной книгой всякого, кто занимается историей русской иконы. В ней проведена классификация иконографии по школам и стилям (так называемым региональным «письмам»), впервые выделены их характерные черты, описаны работы царских живописцев и мастеров Оружейной палаты, сделаны интересные наблюдения о влиянии итальянской живописи на русскую иконопись, о греческих и Корсунских стилях иконописания, сделаны важные наблюдения над иконами Строгановского письма и досками, приписываемыми кисти Андрея Рублева. Автор перечисляет известных русских иконописцев, приводит терминологию иконописи. Д.А.Ровинский дает описание древнерусской техники живописи на основе трактатов об иконописании, составленных в Византии и на Руси. Приведены древние рецепты золочения икон, изготовления олифы, красок и приемы иконописания, в том числе и воспроизводимые старообрядцами-поморами.

Второе сочинение – «Описание фейерверков и иллюминации» - дань юношеской страсти и взрослому увлечению. В детстве будущий сенатор сам занимался пиротехническими изысканиями, что не обходилось без ожогов и ссадин, в молодости он научился изготовлять ракеты почти профессионально, затем он начал собирать исторические сведения, старинные гравюры и трактаты о фейерверках с конца XVII до конца XVIII в.в. Собранные ученым сведения представляются почти исчерпывающими. Все празднества запечатлевались придворными художниками и граверами в специальных иллюстрированных планах. Таким образом, сочинение является важным сборником материалов по отдельной отрасли истории русской гравюры.

Гравированный портрет Д.А.Ровинского работы гравера И.П.Пожалостина, помещенный в данном издании, считается лучшим портретом ученого.