Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Русский сборник. Издание Комитета помощи русским литераторам и ученым. Париж, 1920. Библиофильское малотиражное издание. Экземпляр № 219. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Большая редкость.

Автор: Бунин И.А., Куприн А.И., Шмелев И.С., Мережковский Д.С., гр. Алексей Н.Толстой, Алданов М.А., Андреев Л. и др.
Год издания: 1920


Русский сборник. Издание Комитета помощи русским литераторам и ученым. Париж, [типография "Земгора"], 1920. [4], 180, [4], [4] с. Прижизненный сборник русских писателей-эмигрантов Серебряного века. Библиофильское малотиражное издание с широкими полями. Отпечатано на роскошной толстой бумаге производства голландской мастерской «Van Gelder Zonen». Экземпляры нумерованы, настоящий: «Экземпляр двести девятнадцатый». В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Отличная сохранность. Большая редкость. В Российской национальной библиотеке издание числится как разыскиваемое.

Библиография: Фостер Л. Библиография русской зарубежной литературы. 1918-1968. Бостон, 1970, Т. 1, с. 72; Россия вне России: Электронная библиотека Андрея Савина: «Большая редкость» (указана цена за экземпляр в 2000 французских франков).


«Русский сборник» стал первым издательским проектом первого благотворительного объединения русских эмигрантов - Комитета помощи русским литераторам и ученым. Он стал один из самых ранних послереволюционных русских зарубежных литературных сборников. Он был в свое время весьма мало известен в силу своего очень небольшого тиража и высокой цены.

В сборнике собраны проза и стихи писателей Серебряного века: И.А.Бунина, А.И.Куприна, И.С.Шмелева, Д.С.Мережковского, гр. Алексея Н.Толстого, М.А.Алданова, Л.Андреева, З.Гиппиус, Н.Тэффи, А.Черного и др. Многие из этих произведений посвящены преимущественно событиям Октябрьской революции, большевистскому террору и тяготам эмигрантской доли. Они отражают потрясение авторов от пережитого, болезненное отношение к происходящему в России. Эти тексты открывают кровоточащие раны в душах оставшихся без родины людей. Сборник особенно ценен тем, что запечатлел одну из самых близких к драматическим событиям революции коллективных реакций русской интеллигенции. Здесь все: ужас от увиденного насилия, холодное спокойствие перед лицом смерти, восхищение стойкостью людей, не пошедших за большевиками, горечь от потери дома и всего, что грело сердце, вера в возрождение России и в ее прекрасное будущее.

После революции многие русские писатели на время прервали свою творческую деятельность: кто-то в связи с эмиграцией и неустроенностью, невозможностью публиковаться, необходимостью искать другие средства к существованию, другие - в связи с острым переживанием происходящего в родной стране. К 1920 г. писатели только-только возвращались к своему любимому делу. Поэтому в сборник вошли некоторые вещи в отрывках и фрагментах, которые впоследствии в окончательных вариантах произведений были изменены. К этой части текстов относятся «Смерть царевича Алексея» Д.С.Мережковского (сцены из неизданной трагедии), «Любовь - книга золотая» А.Толстого, «Перед концом» (отрывок из неизданной книги) М.Алданова. В руки издателей попала часть дневника Л.Андреева за период с 3 апреля по 22 июля 1918 г. Это и понятно, писателям нужно было при столь неожиданно появившейся возможности предложить хоть что-нибудь для издания. Но даже в этих условиях сборник получился чрезвычайно цельным и пронзительным, отражающим свое время.

За нарочито нейтральными и мирными заголовками рассказов И.Бунина, А.Куприна и И.Шмелева («Сны Чанга», «Пегия лошади», «Голуби») скрываются отчаяние бесприютья, оцепенение перед поднявшейся волной ненависти в народе, вызвавшей войну всех против всех, столкновение старых господ с новыми на улицах Москвы - взаимная глухота и непонимание. А отклик на это все - жажда сказки и чуда: закрыть глаза и проснуться в другом мире. Этим названиям противовес - стихи острые и пружинистые, с красноречивыми названиями. Они несут в себе печать ностальгии и пережитой драмы: «Москва» (Бунин), «Из стихотворного дневника в Совдепии» (Гиппиус), «Мой щит» (Минский), «На чужбине» (Черный), «Посмертное стихотворение» (Вилькина). В связи с редкостью издания и кочевым образом жизни всей русской эмиграции в этот период, произведения, вошедшие в сборник, позднее редко учитывались в библиографиях некоторых из авторов.

Деятельность Комитета помощи русским писателям и ученым началась в августе 1919 г. Это была, если не считать Красный крест, первая общественная организация русских эмигрантов в Париже. Комитет ставил своей задачей: организовывать материальную и моральную поддержку, развивать связи с писателями, учеными и учебными заведениями, оказывать помощь в получении образования. Созданию Комитета предшествовала деятельность Комиссии, возникшей после того, как Американский Фонд помощи российским литераторам и ученым прислал в Париж сумму в 1000 долларов для выдачи ссуд деятелям науки, литературы и искусства. Комиссия занялась ее распределением. В ее состав вошли, между прочим, А.Н.Толстой, В.Н.Бунина и И.А.Бунин, М.А.Алданов, М.С.Цетлина, М.О.Цетлин. В середине 1920 г., когда комиссия была преобразована в комитет, его секретарем стал М.А.Алданов. Этот Комитет стал инструментом взаимопомощи русских писателей в эмиграции друг другу. В разное время к его пособиям прибегали практически все деятели литературы и науки, оказавшиеся в Париже. Неоднократно за материальной помощью туда обращались бедствовавшие А.Ремизов, М.Цветаева, К.Бальмонт.

Среди тех, чья помощь Комитету была наиболее ощутима, - известный меценат Л.Розенталь, хозяйка литературного салона и издательница М.С.Цетлина, адвокат М.Л.Гольдштейн, доктор И.И.Манухин и др. Во второй половине 1920-х г.г., когда материальное положение Комитета укрепилось, его основатели призвали к жертвованию средств на создание собственного издательства, которое служило бы «поддержкой творческого труда писателей и ученых». Но проект этот так и не осуществился.

Интересна и типография, в которой была издана книга. «Земгор» (Главный по снабжению армии комитет Всероссийских земского и городского союзов) был общественной организацией, оказывавшей помощь царскому правительству по мобилизации промышленности для нужд Мировой войны. К 1917 г. это была мощнейшая организация с огромным штатом и финансированием, существовавшая на средства российских предпринимателей. В 1918 г. он был расформирован большевиками, но часть ее руководителей эмигрировала и организовала в Париже и Праге благотворительное общество, занимавшееся помощью российским гражданам за границей. Земгор стал одной из крупнейших общественных организаций русской эмиграции.