Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Рывкин Х.Д. Евреи в Смоленске: Очерк по истории еврейских поселений в Смоленске с древнейших времен, в связи с общим положением евреев в древней Руси. Спб., 1910. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.

Автор: Рывкин Х.Д.
Год издания: 1910


Рывкин Х.Д. Евреи в Смоленске: Очерк по истории еврейских поселений в Смоленске с древнейших времен, в связи с общим положением евреев в древней Руси. Спб., [тип. Т-ва "Ш.Буссель Н-ки], 1910. VIII, 102, [2]. 20,4 х 13,5 см. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность.


Настоящее издание является одной из первых работ, посвященных истории евреев на Смоленской земле. Автор рассматривает появление евреев в России задолго до начала христианской эры, обращаясь к истории распространения иудейства среди хазар в VIII в. – единственном в своем роде событии в Европе; раскрывает исторические свидетельства, касающиеся посольства евреев к князю Владимиру, обращается к летописным источникам, памятникам архитектуры и другим свидетельствам, раскрывающим историю евреев в Смоленске, находившимся то под управлением России, то под влиянием Литовского княжества. Большое внимание уделено общей политике государства в отношении евреев и юридическим документам, регулировавшим их положение. Важной темой книги стало рассмотрение экономической деятельности евреев в России до эпохи Екатерины II.

Массовое появление евреев в Смоленске автор относит к XIV-XV в.в., хотя отмечает их участие в торговле в более ранние периоды. Так, известно, что в XI-XII в.в. купцы, торговавшие в Смоленске, имели свои пристани: немецкие купцы обосновались в устье реки Смядынь, литовские – реки Кловки, при впадении в Днепр. Еврейские купцы также имели свою пристань на Днепре - «Козары». Из-за исторического влияния, а также из-за единой религии - иудаизма, евреев в этот период часто соотносили с хазарами.

Автор подробно остановился на законодательстве XVIII века в России, касавшегося иудаизма. Основным примером для раскрытия этой темы стал случай капитана Александра Возницына, перешедшего в иудаизм после знакомства с Борохом Лейбовым. Лейбов путешествовал по территории Российской империи для распространения иудаизма среди простого еврейского народа. Познакомившись с ним случайно, А.Возницын проникся еврейским учением и решил посвятить себя изучению Талмуда. После того, как Возницын под присмотром Бороха Лейбова перешел в иудаизм, оба были схвачены по доносу жены Возницына. Во время судебного процесса находились в застенке. Личным указом Анны Иоанновны Лейбов был освобожден от пыток, в отличие от новообращенного Возницына. Тем не менее, в конце следствия, согласно Уложению 1649 г., оба были приговорены к «сожжению огнем без всякого сожаления». В книге приведены документы, касающиеся разбирательства в отношении Лейбова и Возницына, рассмотрена их законность, правомерность и влияние на последующие решения относительно христиан, пожелавших сменить веру.

Хаим Давидович Рывкин - писатель, член Смоленской еврейской общины, автор ее Устава и книги об опыте решения общинных вопросов. Ему принадлежит также отдельная книга «Из истории ритуальных дел», изданная в смоленской типографии газеты «Вестник» в 1914 г. Х.Д.Рывкин являлся одним из сотрудников альманаха «Еврейская старина», издававшегося с 1909 по 1912 г.г.