Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Саблуков Г.С. Рассказы мохаммедан о кыбле. Казань, 1889. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.

Автор: Саблуков Г.С.
Год издания: 1889


Саблуков Г.С. Рассказы мохаммедан о кыбле. Казань, типография Императорскаго Университета, 1889. [4], 160, 111 с. 25,1 х 15,1 см. Текст на русском и частично на арабском языках. Издание вышло в серии: «Миссионерский противомусульманский сборник», выпуск XVIII. В современном полукожаном переплете. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность.


Гордий Семенович Саблуков (1804-1880) - востоковед, профессор Казанской духовной академии, знаток ислама, христианский миссионер. Окончил Московскую духовную академию. В 1830-1849 г.г. преподавал историю и восточные языки в Саратовской духовной семинарии, в 1843-1845 г.г. был учителем Н.Г.Чернышевского. В 1849-1862 г.г. преподавал восточные и классические языки в Казанской духовной академии. Ему принадлежит один из переводов «Корана» Магомета (Казань, 1878). Автор нумизматических, историко-археологических и этнографических работ о Поволжье и Золотой Орде. Прекрасно владея древними восточными языками, в своих исследованиях широко использовал сравнительные методы изучения культур. Он сопоставлял тексты арабской, иудейской и христианской традиций.

«Кыбла» - арабское слово, обозначающее направление, в которое обращено лицо мусульманина во время молитвы. Для любого представителя ислама это направление определено его положением относительно Мекки, где находится храм Кааба. Кыблу определяет каждый верующий, готовясь к Намазу, где бы он ни находился. Это понятие можно перевести на русский как «предличная сторона», автор дает ей и другое определение: «молитвенная супротивь». Г.С.Саблуков объясняет, где находится мусульманская кыбла, кем она была установлена, какое значение имеет в обрядах богослужения.

Автор разбирает основания исламской традиции, одним из проявлений которой является кыбла. Рассмотрены фрагменты Корана и исламского предания, в которых говорится о построении Каабы. Представлены основания, по которым Коран запрещает мусульманам обращаться во время молитвы в ту сторону, в которую обращаются иудеи и христиане, изложены толкования текста Корана, сделанные исламскими экзегетами. Для христиан и магометан разное направление при молитве обусловлено различным восприятием в принципе одной и той же традиции, которая толкуется книжниками обеих конфессий различно. Показано отношение авторитетных исламских учителей к христианской традиции, первоисточник которой находится в текстах «Ветхого Завета».

Таким образом, в книге изложены и сопоставлены учения ислама, библейского иудаизма и христианства о направлении молитвы. Автор стремится доказать правоту христианского учения и ошибочность его толкований, созданных исламскими экзегетами. Большой интерес представляют приведенные в издании на арабском и русском языках тексты преданий мусульман о Скинии Завета, построенной Моисеем, о строительстве Каабы патриархом Авраамом, об Иерусалимском храме и его восстановлении после Вавилонского пленения. В приложениях к исследованию рассмотрены различные исторические и языковые реалии, вводящие исламские представления о кыбле в широкий культурно-исторический и языковой контекст. Приводится отрывок Корана, в котором говорится о посещении Соломона царицей Савской. В этом повествовании есть подробности, которые отсутствуют в священных книгах евреев. Представлены фрагменты «Истории пророков» Наср-уд-дина Рубгузия и других арабских комментаторов о царе Соломоне и царице Балкис.