Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Сахаров И. Сказания русскаго народа. 2 тома. Спб., 1841-1849. В двух современных полукожаных переплетах с золотым тиснением на корешках. Очень хорошая сохранность. Редкость.

Автор: Сахаров И.
Год издания: 1849


Сахаров И. Сказания русскаго народа. 2 тома. Издание третье. Спб., 1841-1849. 26,6 x 17 см. В двух современных полукожаных переплетах с золотым тиснением на корешках. Очень хорошая сохранность. Редкость.

Т. 1. 602 с. разд. паг.
Т. 2. 679 с. разд. паг.

Библиография: Смирнов-Сокольский, № 1109; Березин, № 528.


Иван Петрович Сахаров (1807–1863) – этнограф, археолог, исследователь-самоучка, фигура в российской историко-филологической науке весьма примечательная и противоречивая. Выпускник Тульской духовной семинарии, в 1835 г. он окончил медицинский факультет Московского университета, специального научно-гуманитарного образования не имел. В ряде своих представляющих научный интерес публикаций он ссылался на рукописи, которых никто, кроме него, никогда не видел, что позволило профессору П.А.Бессонову написать в 1860-х г.г. несколько разоблачений на работы И.П.Сахарова, посвященные памятникам фольклора. Нередко Сахаров сам придумывал разного рода предания и источники их происхождения, что в остальном не принижает его вклада в отечественную науку и объясняется романтизмом эпохи.

«Сказания русского народа» - легендарное издание, ставшее само по себе вехой в истории развития отечественной этнографии, фольклористики, историографии. Собиранием неисчерпаемых и не затронутых наукой материалов по народоведению Сахаров начал заниматься еще до студенчества. Даже в Европе находилось очень немного ценителей того материала (например, братья Гримм), за которым он так охотился. Во многом на это Сахарова сподвигло увлеченное чтение трудов Карамзина. «Сказания» пробудили в обществе глубокий интерес к памятникам народного творчества, их появление стало началом деятельности крупных собирателей фольклора, специализированных экспедиций, способствовало появлению выдающихся знатоков в этой области (таких, как Афанасьев, Гильфердинг, Буслаев). Сахаров опубликовал в своей книге материалы из истории русской народной жизни, быта, преданий, верований. Он стал пионером в изучении народности вообще и народных «суеверий» в частности. То, что историк назвал «чернокнижием», впоследствии послужило предметом серьезных исследований. Ценность сборника, подготовленного Сахаровым, в его систематичности и репрезентативности представленных текстов. Как вспоминал иницатор этого издания, «я ходил по селам и деревням, вглядывался во все сословия, прислушивался к чудной русской речи, собирал предания давно забытой старины… Непостижимо громадная русская жизнь, непостижимо разнообразная во всех своих явлениях, раскрывалась предо мною… в ее гигантских размерах».

В книге находится все, что так или иначе можно отнести к фольклору, «народному чернокнижию»: заговоры, описания магических обрядов (чародейств, ворожбы, разных гаданий), а также народные игры, загадки, присловия и притчи, «народный дневник» - подробную роспись по дням и месяцам праздников, примет, характеристику семейной жизни, песни (солдатские, плясовые, хороводные и др.), традиции промысловой охоты, областные наречия центральных губерний Российской империи. Сахаров подготовил поистине энциклопедический справочник, всесторонне характеризующий быт и устную поэзию, сложившиеся и «переплавившиеся» на протяжении многих веков, социальную, правовую систему Древней Руси. В издание включены памятники древнерусской литературы, в том числе «хождения» и паломничества, описания дипломатических миссий до-петровской Руси, «Слово о полку Игореве», материалы для истории русского языка, среди них словарь Памвы Берынды, словарь новгородских диалектов.