Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Самокиш Н. Война 1904-1905: Из дневника художника. Спб., 1908. В цельнотканевом издательском переплете работы А.Шнеля и в современном цельнокожаном футляре с золотым тиснением на корешке и крышках. Отличная сохранность. С автографом автора А.П.Гревсу.

Автор: Самокиш Н.
Год издания: 1908


Самокиш Н. Война 1904-1905: Из дневника художника. [Спб.], издание Экспедиции заготовления государственных бумаг, [1908]. VIII, 54, [2] с.; с илл. в тексте и 15 илл. на отдельных листах. 27,7 х 38,5 см. Роскошное издание, отпечатанное на плотной глянцевой бумаге в лучшей российской типографии. Книга впоследствии не переиздавалась. В цельнотканевом издательском переплете, выполненном в мастерской придворного переплетчика А.Шнеля, и в современном цельнокожаном художественном футляре с золотым тиснением на корешке и крышках. Отличная сохранность, сохранены все защитные кальки к иллюстрациям на отдельных листах. На авантитуле автограф автора: «Глубокоуважаемому и Дорогому Александру Петровичу Гревсу на память о Чансамутуне и Хуаншане от автора, Н.Самокиша 9 января 1909»; на с. VI владельческий штамп: «Домашняя библиотека Улитина Алексея Викторовича».


Александр Петрович Гревс (1876-1936) - русский военачальник, генерал-майор, участник Белого движения. Служил в лейб-гвардии Гусарском полку. В 1904 г. в начале Русско-японской войны уехал добровольцем в действующую армию. Был определен в Терско-Кубанский конный полк. За разведку во время Мукденского сражения награжден Золотым оружием. Во время Первой мировой войны воевал на Персидском фронте. Получил награду за боевые заслуги из рук государя. Во время Гражданской войны сражался в Добровольческой армии в составе конной группы генерала Врангеля. Участвовал в наступлении на Царицын и в обороне Крыма. С октября 1920 г. находился в эмиграции.

Алексей Викторович Улитин (1910-1970) - геолог, библиофил, коллекционер, член секции книги и графики Ленинградского Дома ученых им. А.М.Горького. Он собирал книги по истории, искусству, географии, книговедению, истории религии, истории литературы.

Николай Семенович Самокиш (1860-1944) - художник-баталист и анималист, посвятивший себя преимущественно книжной графике, что было достаточно необычно в то время для выдающегося живописца. Академик (1890) и действительный член Императорской Академии художеств (1913), заслуженный деятель искусств РСФСР (1937), лауреат Сталинской премии второй степени (1941). Художник оформил сотни книг, в том числе наиболее роскошные русские издания: «Мертвые души» Н.В.Гоголя, «Великокняжескую, царскую и Императорскую охоту на Руси» Н.И.Кутепова и др.

Н.Самокиш окончил Императорскую Академию художеств, учился в мастерской художника-баталиста Б.П.Виллевальде, а также у П.П.Чистякова и В.И.Якоби. За дипломную работу получил Большую Золотую медаль. Затем четыре года оттачивал мастерство в Париже у Э.Детайля, известного мастера батального жанра. Н.Самокиш быстро начал добиваться успехов и получил известность. В тридцать лет он стал академиком. Это звание живописец получил за картину «Табун орловских рысистых маток на водопое». За другую картину о лошадях - «Четверня на повороте» - художник был удостоен медали на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.

В 1890 г. году Н.Самокиш стал художником Военного ведомства, иллюстрировал военные маневры и боевые действия. При работе над сюжетами картин мастер активно использовал фотокамеру и часто рисовал по фотографиям.

В мае 1904 г. Н.Самокиш отправился на Дальний Восток вести живописную летопись событий Русско-японской войны. Он сотрудничал в «Ниве» и «Солнце России», главных художественно-литературных журналах того времени. Помимо иллюстраций, он писал и военные репортажи, публиковавшиеся в «Ниве». Н.Самокиш впервые увидел войну, как она есть. Он провел на фронте семь месяцев. Результатом поездки кроме репортажей стал альбом «Война 1904-1905. Из дневника художника».

Книга полностью создана художником - цветные рисунки на отдельных листах, заставки и концовки, текст. В ней основными являются картины войны, запечатленные мастером в цвете, и карандашные наброски. Текст дневника художник считал дополнением и комментарием к своим рисункам, но он дает необычный взгляд на войну глазами художника, который обращает внимание на восточную экзотику, живописность местности, ее краски. Красоту он видит там, где другие ее не замечают, и вообще им в это время не до того.

Художник побывал во время войны в Хайчене, Асандзане, на Тайдзыхэ, где стоял Нежинский 52-й драгунский полк. Он рассказывает о сражениях и операциях под Сыквантуном, при Шахэ, Эрдагоу, Хуаншане и Чансамутуне, где была его встреча с главнокомандующим и А.П.Гревсом, а также об отступлении к Мукдену.

Для Н.Самокиша на этой несчастной для России войне важен человек и его внутренний мир, переживания, психология. Почему человек начинает вести себя совершенно иначе, попадая в условия, где он в любой момент может погибнуть? Художник стремится передать быт войны, героизм русских солдат, их полную отдачу, самоотверженность врачей и медсестер, стойкость раненных. Он запечатлел победы, одержанные в боях.

Лошади, эти невероятно красивые животные, полностью подчиненные воле человека, были особенной страстью художника, вынесенной из детства, проведенного среди казаков. Лошади не понимают смысла войны, но без них ни одна война до того времени не обходилась. В своих рисунках Н.Самокиш через лошадей часто передает скорость, накал страстей, основные эмоции и экспрессию. Человек на войне работает, опустив на лицо невидимое забрало, его спина больше говорит о том, что он переживает внутри, чем мимика. Лошади - другое. В их глазах, движениях, позах - те эмоции, которые некогда выразить человеку на войне. Они летят во весь опор, грызут удила, чувствуют страх, кипят яростью.

Кроме альбома рисунков, художник по фронтовым впечатлениям создал ряд картин. Наиболее знаменитая из них - «Ляоян. 18 августа 1904 года». Полотно, посвященное одной из самых жестоких битв между русской и японской армиями, в 1910 г. поместили в Военную галерею Зимнего дворца. В 1912 г. художник написал серию полотен, посвященных Отечественной войне 1812 г. Во время Первой мировой войны он сформировал художественный отряд из своих учеников и работал с ними на фронте.