Самоубийство: Сборник статей еп. Михаила, проф. Н.И.Кареева, Ю.И.Айхенвальда, Н.Я.Абрамовича, А.Я.Луначарскаго, В.В.Розанова и Иванова-Разумника. М., 1911. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.
Автор: Епископ Михаил, проф. Кареев Н.И., Айхенвальд Ю.И., Абрамович Н.Я., Луначарский А.Я., Розанов В.В. и Иванов-Разумник.
Год издания: 1911
Самоубийство: Сборник статей епископа Михаила, проф. Н.И.Кареева, Ю.И.Айхенвальда, Н.Я.Абрамовича, А.Я.Луначарскаго, В.В.Розанова и Иванова-Разумника. М.: Заря, 1911. 151, [8] с. 23,4 x 17,8 см. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.
Реакция, последовавшая за событиями революции 1905-1907 г.г., значительно увеличила число самоубийств, они стали настолько массовым явлением, что это стало походить на эпидемию. Этот факт вызвал большую озабоченность в среде интеллигенции, дал толчок к созданию настоящего сборника, в котором предприняты попытки понять и объяснить культурные, социальные, психологические причины этого необычного явления. Книга отражает мнения и размышления о проблеме самоубийства самых разных людей – публицистов, религиозных и политических деятелей, представителей различных философских течений, от православного епископа до большевика, будущего наркома просвещения СССР.
Епископ Михаил ищет корни волны самоубийств в христианской культуре, не в вере конкретного человека, а в тех представлениях и мироощущении, которое веками формировало христианство, провоцирую глубокие внутренние конфликты в душе человека. Он рассуждает о самоубийствах в различных социальных группах, среди аристократов, народа, выделяет особую категорию тех, кто «устал» от жизни, обращается к проблеме детских самоубийств.
В статье А.В.Луначарского подчеркивается, что самоубийство бывает, как правило, результатом тяжело сложившихся внешних обстоятельств и наследственных, реже благоприобретенных, изъянов или «особенностей» нервной системы. Анализируя любое самоубийство, в нем можно найти момент, когда человек спрашивает себя: Что такое жизнь вообще? Что такое этот странный мир? Этими словами он призывает философию, и она очень быстро дает ему свой решительный ответ, то толкая его в гроб, то удерживая на краю могилы. Сам по себе материалистический пессимизм не приводит неизбежно к самоубийству, хотя нередко логически ведет к нему. Массовые самоубийства в России, как полагал А.Я.Луначарский, являются особенностью русской жизни.
Философ-идеалист, последователь Лейбница и Шопенгауэра, Ю.И.Айхенвальд в своем эссе сравнивает жизнь с царицей, которую никогда не дозовешься, ее нужно молить на коленях. Смерть же – верная рабыня, всегда готовая к услугам, постоянно присутствующая где-то рядом. Айхенвальд не считает возможным спокойно рассуждать о том, почему в чьей-то душе рождаются подобные настроения, что чувствует и мыслит человек, решившийся на такой шаг. Это в значительной степени непостижимо и не поддается исследованию.
Известный историк Н.И.Кареев изложил свои мысли о причинах и факторах, влияющих на юношеские самоубийства, которые почти всегда происходят из-за вздорных, мелких поводов, становятся следствием мимолетного аффекта и даже христианство, назвавшее самоубийство страшным грехом, не всегда может стать лекарством от такого недуга.
По словам Иванова-Разумника, человек, отказывающийся принимать этот мир, отвергающий саму природу, не может в то же время ее уничтожить. Поэтому он уничтожает себя, как часть этой природы.