Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Сборник старообрядческий [Цветник]. Рукопись последней четверти XVIII-начала XIX в. В цельнокожаном переплете эпохи. Очень хорошая сохранность.

Автор: Без автора
Год издания: 1800


Сборник старообрядческий [Цветник]. Последняя четверть XVIII-начало XIX в.

8° (16 x 10,2 x 7,4 см). Л.: I, 1-97, 99-187, 189-197, 199-259, 259-387, 389-429, 432-452, 455-478, II = 471, II л.

Полуустав одного почерка.

Филиграни: рукопись написана на бумаге Ярославской мануфактуры Саввы Яковлева (посл. четв XVIII-нач. XIX вв.) с литерами «ЯМСЯ».

Украшения: на л.1, 133, 317 заставки в старопечатном стиле, выполненные чернилами. Киноварью выполнены заголовки разделов и инициалы с растительными отростками, открывающие тексты разделов (в 3-4 строки). На л.78 заставка с растительным орнаментом с подкраской в два цвета (красным и зеленым). Колофоны на л.41, 132 об., 165, 182, 192, 447 об.

Содержание: Л.1. Слово в неделю мясопустную Кирилла архиепископа Александрийского о исходе души от тела и о втором пришествии. Выписано из книги Соборника печатного. Лист 108. Нач.: «Боюся смерти яко горка ми есть…».
Л.41 об. Указ, како изыскивати и о самех белорусцех, иже приходящих от польскаго и от литовскаго государства в православную веру. Номоканон, гл.9: «Божией милостью аз, смиренный Филарет…».
Л.55. Книга Апостол толковой, зач.108: «Ибо церковь Божия…».
Л.55 об. Книга Номоканон, л.201. Соборное изложение: «Понеже убо еретическое крещение…».
Л.56. Книга Потребник иноческий, л.262.: «Проклинаю скверное крещение их…».
Л.57 об. Книга Номоканон, л.67. Вопрос: «Елико аще крещают…».
Л.58. Номоканон, л.75. Ногой и пса не бити с яростию: «Инок аще ударит с яростию…».
Л.58 об. Номоканон, л.84. Бог того отступает, кто бесом или диаволом человека называет: «А иже како видят нецыи…».
Л.59 об. Вопрос: «Аще обретется мертвец глаголемый у нас…».
Л.60. Книга Номоканон, л.87. На обороте первая на десят преп.Ефрема: «Еже пети тропари и каноны мирским священником…».
Л.61 об. Книга Потребник. Пострижение малаго образа. Л.22: «И так игумен целует…».
Л.62 об. Книга Номоканон. Л.78. О устроении трапезы, прежде причаститися коей любо святыни, да потом ясти: «Не приноси брашна во уста своя…».
Л.63 об. Книга Стоглав, гл.31: «Аще кто двема персты…».
Л.64. Книга Сын церковный о том, яко совершеннаго креста трепещут беси, гл.89: «Аще кто исполняет крест по завещанию святых отец…».
Л.64 об. О том, како достоит целовати крест: «Такожде прежде совесть свою истязуй…».
Л.66. Правило Евсевия, епископа Самосадскаго: «Аще кто в путь идет и речено будет ему…».
Л.67. Книга Кормчая, правило 10: «Аще же нечестивии держат место…».
Л.67 об. Книга Сын церковный о питии всяком: «Аще что пити начнеши…».
Л.68 об. Книга Потребник, кий есть истинный духовник, л.34: «Духовники же, глаголем…».
Л.69. Номоканон, о достоинстве священства, л.57: «Аще ли нецыи попущением Божиим…».
Л.71. Потребник, ведомо буди: «Аще кто без повеления местнаго епископа…».
Л.71 об. Правило 2-е иже в Халкидоне, собора 4: «Аще кто епископ сребра ради…».
Л.72 об. От святых апостол, правило 116: «Аще кий муж или жена…».
Л.73 об. Типик, когда престатют помины: «В два на десятодневном по Рожестве…».
Л.74. Книга Номоканон, л.8. О святой проскомидии и колико просфир имети должен еси: «На святой проскомидии божественныя литоргии…».
Л.75. Книга Потребник, л.117, яко сими делы избыти грехов: «Первое покаяние еже к тому…».
Л.76. (л.77 об. пустой) Указ о правиле, како на светлой недели пети: «В великую субботу в навечерии…».
Л.78. В неделю мясопустную, преподобнаго отца нашего Паладия Мниха. Слово о втором пришествии Христове, и о страшном суде, и о будущей муке, и о умилении души: «Ныне исповеждся душе и ныне умилися…».
Л.133. Слово Евсевия Самосадского о сошествии Предтечи в ад: «Возлюбленнии добро есть рещи, како во благовещение Предтечи во аде…».
Л.165 об. Книга Потребник, гл.16. преп. отца нашего Иллариона великаго послание к некоему брату просившу у него наказание ко отрекшимся мира Христа ради: «К старейшему ми брату…».
Л.182 об. Того же Илариона послание ко иноком: «Потщимся братие паче всего…».
Л.193. (л.192 об. пустой). В четверток первой недели поста. Вопрос: Господу глаголющу Аггеем: всяк ли убо от Бога обогател есть и мое есть. Злато мое есть сребро, да ему же хощу дам. Нач.: «Глаголано се есть и написано, ему же хощу дам…».
Л.201. В пяток первой недели поста. Поучение Иоанна Златоустаго: «Послушай, колико есть различных указаний…».
Л.209. Сказание Нектария патриарха, что ради празднуем в субботу первой недели поста св. вмч. Феодора Тирона: «Придите и услышите вернии…».
Л.217. В неделю первую поста. Поучение иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго: «От самых вещей видесте возлюбленнии постную ползу…».
Л.224. В понедельник второй недели поста. О богатых и о немилостивых: «Не глаголю убо небогатыя …».
Л.229 об. В той же день слово св. отца нашего Кирилла о страсе Божьем: «Всегда любимая моя братия…».
Л.233. Во вторник вторыя недели поста. Слово от епистолии св. апостола Павла: «Тако глаголет Господь пророком…».
Л.238. В той же день слово св.Иоанна Златоуста о легчащихся от болезни волхованием: «Жития сего наводимая нам скорбь…».
Л.243 об. В среду вторыя недели поста слово св.Иоанна Златоуста, како жити христианом: «Братие и сестры, слышите...».
Л.251 об. В четверток вторыя недели поста, поучение некоего христолюбца к духовным братиям: «Великий Апостол Петр рече...».
Л.260 об. В пяток вторыя недели поста, поучение того же христолюбца к духовным братиям. Истолкованы притча пророческия и апостольския: «Се же, братия моя, слышите...».
Л.274. В неделю третию поста, поучение Иоанна Златоуста о богатых и убогих: «Братие многажды глаголах Вам...».
Л.281. В понедельник четвертой недели поста, от Шестодневца о небесных силах: «Бог прежде век...».
Л.294. Во вторник четвертой недели поста, поучение Иоанна Златоуста о молитве: «Да послушают сих всех приходящи ко святыни…».
Л.302 об. В среду четвертой недели поста поучение Иоанна Златоуста, на поклонение креста: «Уныние отверзем братие…».
Л.309 об. В четверток четвертой недели поста заповедь святых отец наших, обретена в разуме святаго отца Василия, о смирениии: Послушайте братия и любимицы великаго архиерея…».
Л.317. Сказание о тайней вечере и о страсти Господа нашего Иисуса Христа. Како волею своею нашего ради спасения восприял… . Слово зело душеполезно, списано из Киевского Соборника великия Лавры Печерския: «Ныне всех пророк пророчествие сбыстся…».
Л.448. Послание Пилатово к Тиверию кесарю римскому о распятии и о воскресении и о вознесении Христове и о чудесех его: «Державнейшему Тиверию кесарю…».

Записи: На припереплетном листе I чернилами почерком кон.XVIII-нач.XIX в.: «Сiя книга» (вероятно, проба пера). На л.478 об. красными чернилами полууставом: «ф сей кнiге 480 лiстов», ниже теми же чернилами «ф сей книге 473 листа». На л.25 на правом поле «зри» рукой писца напротив слов «Слова в неделю мясопустную Кирилла Алекссандрийского» «люто есть отлучатися от святых, лютейше же отлучатися от Бога…». На л.30 об. та же помета напротив слов того же раздела «Блажен иже везде себе охуждает и смиряет Бога ради…». Писцовый колонтитул в центре верхнего поля листов (чернилами).

Переплет: доски в коже со слепым тиснением и остатками золотого тиснения (вероятно, современен рукописи). Переплет реставрировался: старая кожа крышек и корешка наклеена на реставрационный материал. Припереплетные листы (I, II) и обклейка крышек из вержированной бумаги без филиграней. Концы шнуров распущенны и наклеены на внутреннюю сторону крышек. Два пробоя и застежки желтого металла с растительным орнаментом.

Сохранность: очень хорошая. Нижние правые улы многих листов затерты. Правое поле л.149, 204-205 подклеено полосами невержированной бумаги. Правое поле л.478 восстановлено полосой бумаги, близкой бумаге рукописи. На полях многих листов незначительные пятна от затеков сырости или жира. Тетрадная формула не прослеживается после перешивки блока и при отсутствии писцовых сигнатур. Обрез был покрашен. Фолиация в верхнем правом углу листов (коричневыми чернилами) арабскими цифрами. Сбои в фолиации (без утраты текста): после л.97 следует л.99, после л.187 следует л.189, после л.197 идет л.199, после л.387 - л.389, после л.429 - л.432, после л.452 - л.455.


Настоящая рукопись представляет собой образец старообрядческого четьего сборника, в котором содержатся одни из наиболее важных для идеологии старообрядчества текстов. Такой сборник можно назвать устоявшимся термином – «Цветник». Подобные сборники состояли из различных выписок, изречений, душеполезных примеров, как правило объединенных одной или несколькими близкими темами. Среди текстов данной рукописи – ключевые для средневековой православной концепции загробного мира, мытарств и воздаяния, кончины мира и Страшного суда сочинения: это святоотческие произведения, созданные известными авторами Восточной церкви, а также притчи и сказания. Среди них «Слово в неделю мясопустную об исходе души от тела, и о втором пришествии Христове» Кирилла архиепископа Александрийского. Теме Страшного суда посвящено одно из популярнейших у старообрядцев сочинений – «Слово о втором пришествии Христове и о Страшном суде и о будущей муце, и о умилении души» Палладия Мниха – приуроченное к неделе мясопустной. Эти сочинения обязательно читались для подготовки верующих к длительному покаянию во время Великого поста. Несколько статей, выписанных из сборника «Златоуст», также непосредственно связано с великопостным периодом.

В настоящем сборнике содержатся интересные апокрифы. Они включались в «отреченные» списки и были очень популярны на Руси. Апокрифы привлекали внимание читателей тем, что дополняли библейское повествование. Апокрифы становились «народной Библией» - между книжной и устной традициями. В данной рукописи представлены «Слово о сошествии Иоанна Крестителя во ад» и «Пилатово письмо». Значительное место в рукописи отведено Страстям Христовым» — апокрифическому сборнику, повествующему о последних днях земной жизни Иисуса Христа, его распятии, Воскресении и схождении во ад. Дни Великого поста и Страстной Седмицы благочестивые христиане проводили не только в молитве, но и в чтении духовных книг, среди которых у старообрядцев видное место занимали «Страсти Христовы».

Кроме того, в сборнике есть важные для старообрядцев полемические статьи, в частности, выписки об истинности двуперстия из Стоглава, о правильном числе просфор на литургии, о неистинности еретического крещения, а также о непризнании согрешивших священников.