Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Щербина Ф. Очерки южно-русских артелей и общинно-артельных форм. Одесса, 1881. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.

Автор: Щербина Ф.
Год издания: 1881


Щербина Ф. Очерки южно-русских артелей и общинно-артельных форм. Одесса, типография Г.Ульриха, 1881. VIII, 380, V-VI с. 21 x 13,7 см. В современном полукожаном переплете. Сохранена передняя издательская обложка. Отличная сохранность.


Сразу по выходе книга Федора Андреевича Щербины (1849-1936) привлекла внимание общественности. Изменившаяся российская действительность пореформенного времени обращала внимание интеллигенции на народный опыт хозяйствования, поэтому поземельная община в то время стала предметом изучения, интересовавшим многих. Однако наряду с общиной существовало еще артельное начало, которое было явлением менее изученным. Отдельными аспектами этой темы занимались В.И.Даль, И.С.Аксаков, П.Н.Рыбников. В 1870-е г.г. Петербургское отделение Комитета о ссудо-сберегательных товариществах выработало программу и организовало сбор соответствующих сведений об артелях на местах. Однако первой фундаментальной работой стал труд Федора Щербины. В «Очерках» Ф.А.Щербины был помещен огромный фактический материал, собранный с помощью собственных наблюдений и в результате общения с артельщиками. Ф.Щербина при работе над книгой ориентировался, главным образом, на артельный опыт малороссов. Ф.А.Щербина видел в малороссийской привычке индивидуалистического ведения хозяйства хорошую почву для общинного землевладения и артельных форм труда. Ф.А.Щербина понимал артели и общинно-артельные формы как традиционные памятники прошлого, а также как идеальный способ организации труда и общественных отношений. Щербина одним из первых предложил в своей книге классификацию южнорусских артелей. Их характеристику он осуществлял по определенной схеме, учитывающей функции, структуру и состав участников. В работе весьма подробно освещен бытовой, хозяйственный уклад и все прочие стороны жизни того или иного вида артелей.

К первой группе Щербина относит артели, организованные по типу Запорожской Сечи: чумацкие «валки», занимавшиеся торговлей и извозом с использованием тягловой силы волов, «забродческие (рыболовные) ватаги» и артели звероловов-охотников. В связи с этим достаточно подробно Ф.Щербина описывает структуру управления Сечью и основные черты казацкой жизни в ней, говорит о роли каждого заметного члена общины – атамана, писаря, кухаря и др. Эта структура в общих чертах была воспроизведена в артелях, существовавших на схожих принципах. Взаимосвязь с Запорожской Сечью обусловила особенности этих артелей, среди которых их военизированный характер и демократическое устройство. Как полагал Ф.Щербина, артели этого типа были обречены на полное исчезновение или на коренное изменение. Ко второй группе артелей, в которых старинная система организации пережила значительные изменения, Ф.А.Щербина относил крымские солепромышленные артели и артели земледельцев-косарей. К третьей группе были отнесены «общинно-артельные» формы, связанные с земледелием и домашней сельскохозяйственной деятельностью. К исчезающим артелям Щербина причислил «толоки» и кубанские почтовые артели. Более жизнеспособным он считал обычай «спрягаться», т. е. соединять вместе для земледельческих работ силы единичных семей в виде личного труда, орудий, скота; артели половинщиков; артели чередников (пастухов общественного стада) и артели нежинских табачниц, состоявшие только из девушек. Наиболее перспективными Ф.А.Щербине представлялись арендаторские артели, осуществлявшие общественную аренду земель целыми «громадами». Четвертую группу составили артели великорусского типа, находившиеся в низовьях Волги, в Малороссии и Новороссии, бывшей слободской Украине и на Кавказе. Исследователь выделяет «захожие» артели плотников и каменщиков, которые были широко распространены и в городах, и в селах. В торговых портах промышляли «местные» артели биндюжников, или «дрягилей», перевозивших кладь в пределах города с использованием тягловой силы лошадей, и севастопольские лодочники. Эти артели отличались смешанным этническим составом: в них трудились немцы, молдаване, армяне, греки, великороссы и малороссы. В пятую группу Щербина включил образования, отдаленно напоминающие артели. Они были связаны с народным обычаем и имели глубокие исторические корни, но, в то же время, лишены «народно-трудовой окраски»: это артели нищих, лирников – странствующих певцов, «калек перехожих» и батальонные артели кубанских казаков для перевозки скарба. В эту группу Щербина отнес и так называемые «от-артельные формы», т.е. рождественские «сходки»; увеселительные складчины деревенской молодежи, организации чабанов и даже группы конокрадов и скотокрадов.

Ф.А.Щербина считал наиболее значимыми для развития южнорусских артелей и общинно-артельных форм три начала – трудовое, военное и капиталистическое. Проникновение элементов капитализма он оценивал как враждебный фактор, угрожавший существованию принципа артельности. Труд регулировал поведение артельщиков, определял организационную структуру, сроки существования, степень выгодности объединений. Важной была воспитательная, морально-нравственная функция труда. Признавая незначительный экономический эффект от артелей, Ф.А.Щербина видел в них подготовку «для развития высших форм ассоциационного труда и отношений». Признавая техническую и экономическую отсталость России, Щербина видел возможности ее восстановления в общинно-артельной основе сельской жизни. По отзыву одного из современников, в исследованиях Щербины об артелях им дана оригинальная теория генезиса народных обычаев и установлено понятие об артелях как обычных формах труда и предприятий, носящих чисто стихийный характер.

Ф.А.Щербина учился в Петровско-Разумовской сельскохозяйственной и лесной академии, а также на физико-математическом факультете Новороссийского университета. Ф.А.Щербина был лично знаком с известными деятелями революционного движения того времени - С.Л.Перовской, А.И.Желябовым и др. Разочаровавшись в результатах пропаганды среди крестьян, Щербина занялся исследованием положения рабочих. В одном из номеров «Одесского вестника» студент Щербина опубликовал свою первую статью по артельной тематике. Щербина неоднократно арестовывался за связь с различными обществами и организациями и народническую деятельность. На протяжении нескольких лет (до 1903 г.) Щербина осуществлял руководство статистико-экономическим обследованием двух крупнейших регионов России – Воронежской губернии и 12 уездов Акмолинской, Семипалатинской и Тургайской областей. Щербина был избран депутатом II Государственной Думы от Кубанской области и Черноморской губернии. Высоко оценивал работы исследователя В.И.Ленин. В ходе получения образования «Очерки южнорусских артелей» изучал наследник престола, будущий император Николай II, от которого Щербина впоследствии получил личный подарок за свои труды. Приход большевиков к власти Ф.А.Щербина не приветствовал, поскольку не мог смириться с их стремлением к диктатуре, необоснованной экономической политикой, несоблюдением государственных интересов при заключении Брестского мира. В эмиграции в Чехословакии Ф.А.Щербина активно занимался научной, общественной и литературной деятельностью.