Щит Веры. Часть V. Вопросы и ответы об антихристе. Первое издание. М., 1911/1912. Издательский переплет. Очень хорошая сохранность.
Автор: Без автора
Год издания: 1911
Щит Веры. Часть V. Вопросы и ответы об антихристе. Первое издание. М., Христианская типография при Преображенском богадельном доме, 1911/1912 (7420). [3], 245 = 248 л. 21,9 х 17,2 см. Первое издание отдельной части книги в типографии старообрядцев-поморов. Печать в две краски. Украшения: заставки в тексте. Сигнатуры и фолиация кириллическими цифрами в центре нижнего поля первого листа тетради и в нижнем правом углу каждого листа соответственно. Издательский переплет: доски в коже со сплошным блинтовым тиснением на крышках и корешке и золотым тиснением заглавия книги между бинтами на корешке. Две застежки желтого металла с растительным орнаментом. Очень хорошая сохранность.
Книга «Щит веры» - один из важнейших памятников старообрядческой полемической литературы, созданный в XVIII веке (наряду с «Диаконовыми» и «Поморскими ответами»). Книга построена в вопросно-ответной форме: в ней содержатся ответы старовера-беспоповца, представляющие собой развернутое изложение учения беспоповцев, на 382 вопроса, поставленных старовером-поповцем ветковского согласия. Оригинальное название произведения – «Ответы древнего благочестия любителей на вопросы придержащихся новодогматствующего иерейства». Очевидно, автор отвечал на реально существовавшие вопросы, представленные от лица старообрядцев-поповцев.
«Щит веры» является фундаментальным сочинением, появившимся в ходе внутренней полемики между двумя основными направлениями в старообрядчестве. Весь труд был завершен около 1791 года. Имя автора доподлинно неизвестно. Возможно, это был авторитетный старообрядческий писатель Тимофей Андреев, проживавший в Сибири, на реке Оби. «Щит веры» интересен тем, что в отличие от предшествовавших старообрядческих трактатов, был адресован не оппонентам от «официальной» Церкви, а самим старообрядцам другого согласия. Эта особенность хорошо отразилась на содержании сочинения, его стиле и языке. Автор «Щита веры» более резок в полемике, многие положения вероучения изложены в книге значительно более подробно, чем, например, в «Поморских ответах». Появление «Щита веры» в конце XVIII века объясняется тем, что уже с середины столетия центр тяжести старообрядческой мысли перемещается во внутристарообрядческую полемику между поповцами и беспоповцами.
Вся книга состояла из пяти самостоятельных частей, последняя из которых, пятая, содержала учение об антихристе. Она была издана старообрядцами-поморами самостоятельно, как наиболее значимая для их учения. В ней излагаются их эсхатологические воззрения и учение о духовном антихристе, по-новому толковавшее христианскую апокалиптику. Эта часть богословского учения стала для старообрядцев-беспоповцев особенно актуальной, поскольку они были убеждены, что после проведения никоновских реформ наступает царство антихриста. С этим было связано отвержение, как официальной церкви, так и государства, неприятие священства и отказ от исполнения ряда таинств.
До 1905 года книга не могла быть издана и существовала только в рукописных списках. С отменой цензурных ограничений старообрядцы-поморы издали прежде всего ту часть, которая содержала учение об антихристе.