Серафим, иеромонах. Монастырский мужской общежительный Устав. Скитские иноческие уставы. Женские иноческие уставы. [М.]-Кунгур, [1910]. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность.
Автор: Серафим, иеромонах.
Год издания: 1910
Серафим, иеромонах. Монастырский мужской общежительный Устав. Скитские иноческие уставы. Женские иноческие уставы. XV, 188, IV, XII, 61, XIX, 46, IX, 38, III, 341, V с. 23,9 x 16,6 см. [М.]-Кунгур, тип. Летунова, [1910]. В современном полукожаном переплете. Очень хорошая сохранность.
Георгий Михайлович Кузнецов (в монашестве Серафим; 1875-1959) происходил из купеческой семьи. В 1890-х г.г. поступил в Белогорский монастырь (Пермская губерния). О.Серафим был известным деятелем «Союза Русского Народа», который он называл национальным движением, вызванным разрушительной крамолой и призванным стоять на страже Православия, самодержавия и русских народных интересов. В апреле 1906 г. в речи, произнесенной перед выборщиками в Государственную Думу, иеромонах Серафим высказывался еще более решительно: «Я буду говорить и стоять за святую истину: за Веру, неограниченное царское самодержавие и Отечество до последней капли крови!». За проявленные верноподданнические чувства о.Серафим получил благодарность от императорской семьи. Большую известность получила его книга «Путевые впечатления, поездка в Иерусалим и на Афон в 1908 году». Игумен Серафим тесно общался с Великой Княгиней Елизаветой Федоровной. Во время Первой мировой войны уехал добровольцем на фронт. Во время Гражданской войны, получив помощь от генерала М.К. Дитерихса, смог поднять в октябре 1918 г. тела погибших в шахте под Алапаевском членов Дома Романовых. Игумен Серафим впоследствии получил разрешение поселиться при резиденции Иерусалимского Патриархата в Малой Галилее, на горе Елеон. В 1945 г. игумен Серафим присоединился к Московской Патриархии, скончался в греческом монастыре в 1959 г., приняв схиму.
В труде о.Серафима подробно освещена внутренняя жизнь монастырей. О.Серафим всегда подчеркивал необходимость неотступного следования определенной последовательности в прохождении монашеской жизни: от общежительного монастыря до скита, устроенного по образцу древнего общежития, исключавшего соприкосновение с мирянами, и вплоть до скита безмолвного, где инок находится в состоянии «непрестанного богомыслия». Поэтому все составленные о.Серафимом Уставы отличаются принципиальной строгостью и следованием древним традициям восточной Церкви. О.Серафим трудился над написанием монастырских уставов в то время, когда значение иноческой жизни серьезно снизилось, когда общество отдалилось от духовных ценностей и было озабочено перипетиями политической борьбы и социальными проблемами. Более того, наблюдалась даже определенная враждебность в отношении монастырей и монашествующих. Поэтому монастырские Уставы отца Серафима стали для него способом изложить свои взгляды на предназначение и суть монашества. Управление любой обителью, как и мирским обществом, он видел исключительно как единодержавное, а сами обители допускал только общежительные, подразумевавшие иночество в условиях произвольной нищеты и полного подчинения своей воли Господу.
Главная идея о.Серафима, вложенная им в свои Уставы – важность для иноков направлять старания не на усиленное изучение формальных правил и примеров нравственности, получение «учености», а стремиться делать все для их строжайшего соблюдения. Отец Серафим хорошо понимал недостатки современной ему монастырской жизни и не мог не признать, что отчасти эта критика была справедливой и говорила о давнем упадке высоких иноческих идеалов. В монастырских Уставах о.Серафима содержатся положения об обязанностях настоятеля, регулируются его отношения с братией. О.Серафим уделяет внимание описанию статуса в монастыре казначея, духовника, ризничего, эконома, письмоводителя, келиарха, уставщика, келаря, библиотекаря, звонаря, привратника. Речь идет об условиях принятия в монастырь или поступления в скит, основных нормах поведения и жизни новоначальных иноков, чиноположении богослужения в разные дни церковного года, о порядке братской трапезы, условиях увольнения из монастыря и приеме раскаявшихся. В Скитском Уставе указан порядок управления скита, возможности отлучки, принятия гостей затворниками и даже причащения Христовых Тайн, разъясняются взаимные обязанности братии.