|
Шильдер Н.К. Император Павел Первый: Историко-биографический очерк. С портретами, видами, планами и автографами. Спб., издание А.С.Суворина, 1901. [10], 606, [4] с.; 34 л. илл. и факсимиле, из них: 20 л. монохромных иллюстраций (из них 7 л. двойные), 14 л. факсимиле (из них 1 л. двойной). 28,9 х 19,4 см. Первое издание, вышло к 100-летию со дня гибели Павла I. Отпечатано на веленевой бумаге. В полукожаном переплете эпохи, выполненном в знаменитой московской переплетной мастерской А.П.Петцмана, и в картонажном футляре. Золотой обрез. Отличная сохранность. Одна из первых биографий Павла I.
Николай Карлович Шильдер (1842-1902) - выдающийся историк, член-корреспондент по разряду историко-политических наук Историко-филологического отделения Академии наук, генерал-лейтенант. Учился в Пажеском корпусе (после окончания принят в лейб-гвардии Преображенский полк) и в Николаевской инженерной академии. Служил в лейб-гвардии саперном батальоне; в 1863 г. он был назначен адъютантом к генералу Э.И.Тотлебену. Участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 г.г. В 1899 г. получил место директора Императорской публичной библиотеки и в короткое время сделал многое для улучшения ее работы. Литературную деятельность начал в 1872 г. в «Русской старине». В этом журнале появлялось много работ историка, в 1892-1893 г.г. он состоял редактором журнала. Сферой научных интересов исследователя была отечественная история первой половины XIX века.
Н.К.Шильдер был одним из первых исследователей, кто обратился к судьбе императора Павла I. Долгое время в Российской империи на изучение биографии монарха был наложен негласный запрет. Это произошло потому, что, во-первых, Павел Петрович был зверски убит в результате дворцового переворота и в этом были замешаны не только высокопоставленные государственные деятели, но и члены царской семьи; во-вторых - несчастный император имел репутацию безумца и сумасброда, поэтому его биография долго не могла стать популярной темой для исследования. Первые материалы о его жизни публиковались за границей. Даже вокруг происхождения Павла ходило множество сплетен и слухов: и о том, что он не сын Петра III, и о том, что он не сын даже Екатерины, а был взят в семью вынужденно. Наличие, хоть и в заточении, живого претендента на престол Ивана Антоновича требовало от правящей ветви Романовых как можно быстрее представить собственного законного наследника.
С приближением 100-летия со дня трагической гибели Павла и при правлении императора Николая II, имевшего более широкие взгляды, чем его предшественники, Н.К.Шильдер, обладавший авторитетом при дворе, получил право на изучение этой сложной темы. Историк представляет Павла Петровича как фигуру трагическую, несчастную, как русского Гамлета на престоле. Сочинение Н.К.Шильдера важно как одна из первых биографий Павла, в которой автор стремится понять психологию своего героя, пройти его путем, изучить мотивы его поступков и чувства, которые испытывали к нему придворные, аристократия, чиновники. Имеет значение то, какие документы Н.К.Шильдер вводит в оборот, о каких фактах говорит, на какие прозрачно намекает, а какие замалчивает и, наконец, какую тенденцию в целом он выдерживает.
История Павла Петровича написана легко и увлекательно; в то же время, автор глубоко проникает в эпоху и личность своего героя, восстанавливает череду событий, предшествовавших заговору. Главными достоинствами всех произведений Н.К.Шильдера являются искусный психологический анализ, тщательная и точная критика источников, обилие ранее неизвестных материалов по политической, военной, дипломатической истории, введенных в общественный оборот впервые. Они углубляют понимание русской истории в условиях самодержавия и открывают доступ новым взглядам. В сочинениях Н.К.Шильдера идет речь о лицах и эпохах, или не затронутых вовсе историками того времени, или затронутых односторонне. Некоторые взгляды, высказанные ученым, приобретают поэтому особо важное значение.
Помимо большой ценности содержания книги, она была прекрасно издана - на высококачественной веленевой бумаге, со множеством роскошных иллюстраций, большая часть которых воспроизведена с редких оригиналов, находившихся в собрании гравюр П.Я.Дашкова, одном из богатейших в России.