Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Шубин И.А. Волга и волжское судоходство. (История, развитие и современное состояние судоходства и судостроения). М., 1927. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.

Автор: Шубин И.А.
Год издания: 1927


Шубин И.А. Волга и волжское судоходство. (История, развитие и современное состояние судоходства и судостроения). М.: Транспечать НКПС, 1927. XIX, 908, 4 c.; с илл. в тексте и 25 илл. на отдельных листах. 24,8 х 16,6 см. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.


Иван Александрович Шубин с 1907 г. служил коллежским секретарем, служащим земской управы. Был знаком с А.И.Пискуновым (соратником Ленина), с которым вместе арестовывался за просветительскую агитацию. В 1911 г. поступил на работу в Совет съездов судовладельцев Волжского бассейна на должность управляющего делами, и вместе с этим служил личным секретарем Д.В.Сироткина - известного пароходчика, Нижегородского городского головы. В 1918 г. И.А.Шубин, вынужденный оставить службу из-за болезни, получил в помощь от Сироткина несколько тысяч рублей. В 1919 г. он снова стал работать, трудился в службе Управления водного транспорта Центрсоюза, а с 1928 г. - инструктором Центрального правления речных пароходств, а затем в Управлении водопутей Волжского бассейна в должности старшего экономиста. Являлся членом Городского совета Нижнего Новгорода. В 1929 г. был впервые арестован по подозрению в антиправительственной деятельности из-за дореволюционных связей (в том числе в связи с помощью Д.В.Сироткина).

Первоначально книгу о Волге и волжском судоходстве предполагалосьиздать в двух томах. Первый том, посвященный истории развития флота, увидел свет в 1927 г., а второй (обзор последовательного развития грузооборота на Волге) так никогда и не был начат в вязи с арестом автора. Тем не менее, в первом томе всеобъемлющего труда И.А.Шубина удалось объединить сведения по истории судоходства с древнейших времен до первой четверти XX века.

История развития судов начинается с рассказа о первобытных способах сплавляться по рекам и древнейшим видам плавательных средств. Свидетельства, сохранившиеся в древних памятниках вавилонской культуры - эпосе и дошедших до наших дней барельефах и фресках, сопровождаются выдержками из древних авторов. Египтяне, вавилоняне и многие другие народы древности связывали лодку с религиозными представлениями: например, египтяне считали небо морем, по которому ежедневно с востока на запад в небесной ладье ходит бог-солнце и ночью возвращается по подземному Нилу. Благодаря развившемуся финикийскому судоходству блага вавилонской и египетской цивилизаций распространились по всему Cтарому свету, а опыт судостроения был усвоен греками и римлянами.

История волжского судоходства рассматривается с IX века, когда на Волге жили три основные группы населения: славяне в верховьях Волги, на среднем участке - финны, и азиатские племена и выходцы с Востока, преимущественно тюркского происхождения, - на переломе среднего и верхнего течения. Все эти группы находились в постоянном политическом и торговом контакте с друг другом, обмениваясь опытом, в том числе и по постройке судов. Если в начале рассматриваемого периода перевес был на стороне тюркских народов, то в дальнейшем преимущество закрепилось за славянами, продвигающимися на восток. Рассматриваются судоходная практика скифских и сарматских племен, кочевников, печенегов, половцев и татар, влияние норманнов на русское судоходство. Даны сведения о первых типах славяно-русских судов и их названий, производится разбор этимологии названий кораблей, установлены наиболее важные судостроительные пункты Поволжья.

Последующие главы делят развитие судоходства на несколько периодов, первый из которых относится ко времени покорения Казани - до Петра Великого (середина XVI-XVII в.в.), включающий начало иностранного (английского и немецкого) судостроения на Волге. Английская попытка была предпринята в первой половине XVI в., в результате которой было налажено сообщение между Нижним Новгородом и Астраханью, но миссия, целью которой была торговля с Персией, не имела успеха, так как потеряла своего командира - Дженкинса в 1569 г. при попытке найти путь из Персии в Индию. Тем же результатом окончился немецкий опыт: корабль "Фридрих", поначалу восхитивший местных жителей, разбился в бурную ночь на Каспийском море. К этому периоду относится первая попытка царя Алексея Михайловича создать на Волге военный флот.

Один из важнейших периодов, составивших целую эпоху, начинается от Петра Великого, и описан до времени появления парового флота (конец XVII - начало XIX в.в.), когда были предприняты важнейшие опыты правительственного воздействия на судоходство. Рассказ дополнен общим очерком деревянных судов того времени, судового промысла, бурлачества, взводного судоходства, пассажирского плавания, и т.д.

Дальнейший исторический период развития кораблеcтроения связан с применением пара в движении судов, возникновением первых железных кораблей. Относительного этого периода дан обзор мер регулирования водного сообщения в 30-50-е г.г. XIX в. Последующие периоды разбиты на десятилетия, вплоть до революции 1917 г., для каждого из которых приведен очерк общего положения флота, обзор пароходств, разделенных на типы, шаги по производству новых поколений судов. Для послереволюционного периода подведен общий итог положения флота, развития, произошедшего за несколько предшествующих столетий в этой области, имеются обширные сведения о положении служащих флота: продолжительность службы, условия труда, культурный уровень и заработная плата рабочих. Последняя глава рассказывает о состоянии флота после национализации и важнейших судоремонтных мастерских Волжского бассейна. В приложениях содержатся списки пароходов 50-х, 60-х и 70-х годов XIX века, ходивших по реке.