Швыров А.В. Иллюстрированная история карикатуры с древнейших времен до наших дней. С.С.Трубачев. История карикатуры в России. Спб., 1903. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Отличная сохранность.
Автор: Швыров А.В., Трубачев С.С.
Год издания: 1903
Швыров А.В. Иллюстрированная история карикатуры с древнейших времен до наших дней. История карикатуры в России написана С.С.Трубачевым. Спб., типография П.Ф.Пантелеева, 1903. 404 с., с илл. 22,7 х 14,5 см. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Отличная сохранность.
Книга А.В.Швырова начинается небольшим историческим экскурсом в историю европейской карикатуры, отсылая к ее средневековым примерам. Прекрасное чувство юмора А.В.Швырова и хороший вкус позволили ему отобрать самые смешные карикатуры, отразившие наиболее яркие моменты истории Европы, историю общественных течений и эволюцию взглядов на приличия. Как жанр, со времени своего возникновения и начала бурного развития в XVI веке карикатура требовала от художника большого мастерства: как правило, политические памфлеты в виде изображений были орудием борьбы конкурирующих политических группировок и имели хождение в узком кругу аристократов, знавших толк в хорошем рисунке. Кроме того, хоть карикатура и была призвана преувеличить действительность до смешного, от художника требовалась недюжинная способность к критике, позволявшая обратить внимание на пороки общества, не впадая в морализаторство.
Французские и немецкие карикатуристы XVIII в., широко представленные в издании, по мнению автора, отличались тягой к «большим безобразиям», изощряли свое остроумие, высмеивая прически и головные уборы, новейшие модные платья, изображая то модных карликов, то заставляя парикмахеров с астролябией и циркулем возводить гигантские прически дамам. Пользуясь полной свободой в насмешках над извращенностью вкусов, художники наверстывали запрет на политическую карикатуру.
Наиболее полно автором раскрыта история карикатуры во Франции, Германии и Испании. Мощное развитие, которое получил этот жанр после Французской революции, убедил художников в том, что с помощью пера им удалось одолеть пушки и «пригласить станцевать гавот госпожу Бастилию», привлекая к политическим баталиям и тех, кто не умел читать и мог пользоваться карикатурами вместо ежедневной газеты. Помимо своей прямой цели – высмеять пороки, карикатура служила «комическим антрактом к серьезной драме». Скандальные перипетии жизни монархов, занимавшие всю Европу, новые и старые порядки обнажались под пером художников, пристально всматривавшихся в нравственное падение высокопоставленных особ.
Испанская карикатура представлена, в том числе, работами юного Франциско Гойи, со знаменитой работой «Истина умерла» (и возможно, уже не воскреснет под пятой инквизиции). Такое указание на общественные язвы, конечно же, не могло обеспечить автору свободу от преследования духовенством и инквизицией. В книге представлены работы лучших художников, писавших карикатуры, в том числе Леонардо, Жака Калло, Оноре Домье, Анри Монье. Автор отразил всю палитру тем, занимавших карикатуристов: отдельные главы посвящены карикатурам на политические события, (в изобилии представлены изображения Наполеона), женскую эмансипацию, взглядам в разных странах на профессии ремесленника, купца, солдата, врача и ученого.
Русская карикатура, описанная в очерке критика и историка литературы Сергея Семеновича Трубачева (1865-1907), захватила период с 60-х г.г. XIX века, когда общество встрепенулось после либеральных реформ Александра II. Среди наиболее важных карикатуристов выделяются Н.А.Степанов и В.С.Курочкин, высмеивавшие темы здравоохранения, чрезвычайного увлечения наукой, нравов и порядков. Общественно-политические журналы и газеты «Гудок», «Искра», «Заноза», «Будильник», замечает автор, отчасти получили популярность благодаря своим карикатурным приложениям, в которых в ироничном ключе обсуждались злободневные вопросы.
Александр Васильевич Швыров (1879-1945) - журналист, состоял недолгое время консулом на Востоке. Сотрудничал со многими петербургскими газетами и журналами. После революции 1917 г. эмигрировал во Францию, где писал для «Русских записок» и «Последних новостей».