|
Сидоров А.А. Обри Бердслей: Жизнь и творчество. М.: Венок, 1917. VI, [2], 87 c.; 5 л. илл. Тираж 800 экземпляров, нумерованных I-L и 1-750. Экз. № XXVI. Неразрезанный экземпляр.
Обри Бердслей: Избранные рисунки. Предисловие и комментарии А.А.Сидорова. М.: Венок, 1917. XVI, 224 с., с илл.; 1 л. фронт. Тираж 900 экземпляров, в том числе нумерованных 1-850 и 50 экземпляров для библиофилов, напечатанных на особой бумаге и нумерованных I-L. Экз. № XVI.
30,6 x 22,7 см. Библиофильское издание. В иллюстрированных издательских обложках и в современном художественном футляре. Отличная сохранность. Редкость.
Библиография: Международная книга. 16-144, 54-767, 72-719.
Монография А.А.Сидорова «Обри Бердслей. Жизнь и творчество» интересна тем, что она является первым полноценныи исследованием творчества знаменитого английского художника. Кроме того, автор предпринял попытку многопланового анализа английской книжной графики с выявлением характерных черт школы английского книжного дизайна в целом. На пути освоения искусства графики, имеющего столь большое значение для книги, главными ориентирами для А.А.Сидорова стали три художника - Альбрехт Дюрер (1471-1528), Ганс Гольбейн-младший (1498-1543) и утонченный англичанин Обри Бердслей (1872-1898). Примечательно, что в этом ряду великих мастеров эпохи Возрождения находится единственный художник Нового времени. Неслучайно первые свои труды А.А.Сидоров посвятил именно Обри Бердслею. Они были изданы в 1917 г. Впервые А.А.Сидоров подробно познакомился с О.Бердслеем благодаря его сборнику рисунков и литературных опытов, выпущенному в 1912 г. издательством «Скорпион». Настоящее издание было напечатано в типографии «Товарищества А.А.Левенсон» - одной из лучших в Москве. Обе части книги о Бердслее оформлены в стиле "модерн".
А.А.Сидоров по окончании историко-филологического факультета Московского университета был оставлен на кафедре истории и теории искусств, где готовился к профессуре под руководством И.В.Цветаева (1847-1913), который пригласил А.А.Сидорова в основанный им в 1911 г. Музей изящных искусств. В 1920-х г.г. А.А.Сидоров отдавал много сил Русскому обществу друзей книги. В начале 1930-х г.г. работы А.А.Сидорова подвергли уничтожительной критике.
Обри Бердслей - английский художник-график, иллюстратор, декоратор, поэт, один из виднейших представителей английского эстетического движения 1890-х г.г. Комбинация линий и пятен в творчестве О.Бердслея являлась своеобразным культом. Говоря об этой особенности художника, А.А.Сидоров подчеркивал, что «графика с некоторой точки зрения самое легкое и самое трудное из всех искусств; на высших ее вершинах, когда линия достигает своей непогрешимости, графика достигает упрощенности, которая тем самым есть величайшая сложность».
Трагическая судьба О.Бердслея была предопределена фактически с детства. Несколько поколений в семье его отца страдали от туберкулеза. В 1879 г. ему поставили аналогичный диагноз. Рисовать О.Бердслей начал с четырех лет. При поддержке нескольких аристократических семей он занимался с известными пианистами и в 11 лет сочинял музыку и стихи, давал концерты. Из всех видов искусства О.Бердслей отдавал предпочтение изобразительному. Его считают гениальным самоучкой. Он собрал огромную библиотеку, в оригинале читал греческих и латинских авторов. В 1894 г. О.Бердслей стал художественным редактором популярного журнала «The yellow book». Он любил провоцировать, являлся членом Клуба гедонистов, одним из «королей дендизма».
Слава пришла к художнику в 1892 г., когда он выполнил серию иллюстраций к роману Т.Мэлори «Смерть Артура». Одной из отличительных черт его работ стала утонченная эротичность. Его иллюстрации к «Саломее» О.Уайльда пользовались огромным успехом. "Патологичность" многих рисунков О.Бердслея может объясняться отчасти тем, что он всегда балансировал на краю пропасти, между светом жизни и бездной смерти. Рисунки О.Бердслея рушили старое представление об искусстве. Последний всплеск эротической фантазии О.Бердслея - иллюстрации к комедии «Лисистрата» Аристофана. Как пишет в своей книге о Бердслее А.А.Сидоров, «почти у каждого художника находятся вещи, так или иначе выходящие за пределы, дозволенные добрыми нравами». Рисунки О.Бердслея откровенно натуралистичны.
О.Бердслей для искусства 1910-х г.г., по замечанию А.А.Сидорова, был уже классиком. Изучение его творчества встречало препятствия, поскольку многие его работы были разбросаны по частным собраниям. Искусство О.Бердслея А.А.Сидоров воспринимает как загадку, с трудом поддающуюся решению.
В настоящем издании рисунки О.Бердслея распределены по группам, объединяющим его главные художественные темы. Представлены портреты и автопортреты О.Бердслея, рисунки-картины, орнаментальные и декоративные рисунки. Все рисунки в издании воспроизводятся в натуральную величину. Подбор иллюстраций сделан исходя из того, на какие художественные проблемы в творчестве английского художника стремился обратить внимание А.А.Сидоров. Так, группа автопортретов важна постольку, поскольку О.Бердслей очень трепетно относился к собственной внешности. Эти автопортреты показывают разные стороны самовосприятия О.Бердслея. Кроме того, важное место в творчестве художника занимают карикатуры, специально созданные им типы (например, тип «жирной женщины»). В издании воспроизводятся образцы знаменитых «японесок» О.Бердслея. Много внимания художник уделял иллюстрированию новой французской и английской литературы.
А.А.Сидоров в своей работе дает характеристику художественного стиля О.Бердслея, его искусство он называет одним из самых индивидуальных, какое когда-либо было известно в истории. Лучше всего сказал о собственном творчестве сам О.Бердслей: «Мои персонажи немного сумасшедшие и отчасти неприличные. Странные обоеполые существа в костюмах, напоминающих костюм Пьеро, или в современных одеждах; совершенно новый мир, созданный мной».