Скальковский К. Балет: Его история и место в ряду изящных искусств. Спб., 1882. Первое издание. С автографом автора Мариусу Петипа. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Отличная сохранность.
Автор: Скальковский К.
Год издания: 1882
[Скальковский К.]. Балет: Его история и место в ряду изящных искусств. [Соч.] Балетомана. Спб., типография А.С.Суворина, 1882. [6], IV, 197, [1], 198-212, 212-280 с. 20,7 х 14,5 см. Первое издание. Экземпляр Мариуса Петипа. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Отличная сохранность. На обороте переднего форзаца автограф автора на французском языке: «Hommage respectueux a Monsieur Marius Petipa, dont les oeuvres admirables ont fait maitre l’idee d’ecrire ce petit livre – l’auteur» («В знак почтительного уважения господину Мариусу Петипа, чьи восхитительные работы вдохновили идею написать эту маленькую книгу – автор») Экземпляр имеет большую историческую ценность.
Мариус Иванович Петипа (1818-1910) - великий танцор балета и балетмейстер, солист французских и российских трупп, педагог, создатель русской школы балета. Был потомственным балетным танцором. С детства учился балетному искусству у своего отца, брал также уроки у Огюста Вестриса. К 1847 г. М.Петипа имел мировую славу и был приглашен российскими властями в Петербург для выступлений в Большом театре. Все остальное время он работал в России как солист, педагог, а с 1862 г. - в качестве главного балетмейстера Петербургских Императорских театров. Столичной балетной труппой М.И.Петипа руководил до 1903 г. За свою жизнь он поставил более 60 оригинальных балетных постановок.
Константин Аполлонович Скальковский (1843-1906) - административный деятель и писатель. Окончил Благородный пансион при Ришельевском лицее и Институт Корпуса горных инженеров. С 1867 г. секретарь вновь учрежденного «Общества для содействия русской промышленности и торговли». Разрабатывал таможенный тариф 1891 г. Директор Горного департамента с 1891 по 1896 г.г. Страстный поклонник балета и тонкий его знаток, создатель первой работы по истории балета на русском языке.
Настоящая книга является первым отечественным исследованием истории русского и европейского балета. Издавая свою книгу впервые в 1882 г., автор скрыл свое имя под псевдонимом «Балетоман». Писатель жестко, но объективно оценивал русскую среду театральных зрителей, указывая на их низкую культуру, отсутствие вкуса и непонимание балета. Изменить эту ситуацию и была призвана настоящая книга. Именно она стояла у истоков формирования зрительской балетной культуры, открывала читателям историю балета, имена и таланты, учила тому, что следует ценить в балете, как к нему относиться.
К.Скальковский показал место балета в ряду изящных искусств и доказал его величайшее эстетическое значение. Он начинает требовать от балетного танца тонкости, совершенного соответствия канонам, формирует сами представления об эстетическом каноне. Игра актера в танце должна отличаться психологизмом и индивидуальностью. Представлена история европейского и русского балета, рассказывается о великих балетных актерах, их технике, ролях, судьбах. Приводятся мнения наиболее авторитетных европейских историков и балетных критиков. Кроме того, автор рассказывает о художественных традициях оформления сцены и лучших художниках, известных в этой области.