Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Случаи и главнейшие события из подвижнической жизни преп. Серафима Саровского чудотворца. Серафимо-Дивеевский монастырь, 1904. Хромолитография в раме, выпущена на следующий год после прославления Серафима Саровского в лике святых. Редкость.

Автор: Без автора
Год издания: 1904


Случаи и главнейшия события из подвижнической жизни преп. Серафима Саровскаго чудотворца. Серафимо-Дивеевский монастырь, Собственная Литография, 1904. Хромолитография в раме, выпущена на следующий год после прославления Серафима Саровского в лике святых. Размеры листа: 70,2 х 50,6 см. Размеры в раме: 80,7 х 61,8 см. Внизу под литографией подписи: слева - «От Московскаго Духовнаго цензурнаго комитета печать дозволяется. Москва, 29 апреля 1904 г. Цензор протоиерей Н.Боголюбский», справа - «Литог. Серафимо-Дивеева Монастыря Нижегородской губер.: Ардат. уезда». Отличная сохранность красочного слоя, профессиональная реставрация листа по краям. Редкость.

Преподобный Серафим Саровский (в миру - Прохор Исидорович Мошнин, 1759-1833) - иеромонах Саровского монастыря, один из наиболее почитаемых русских святых, его святость признавали даже старообрядцы-беспоповцы, отвергавшие официальную церковь после реформ патриарха Никона. Серафим Саровский был основателем и покровителем Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 г. по инициативе царя Николая II с подачи архим. Серафима (Чичагова). Канонизация была приурочена к 70-й годовщине со дня смерти Серафима Саровского.

Портрет-образ св. Серафима Саровского был написан с натуры за пять лет до смерти старца художником и почитателем прп. Серафима Семеном Серебряковым (впоследствии иноком Иосифом Саровской обители). Именно он сформировал последующий иконографический канон. Семен Серебряков (ум. 1862) окончил Арзамасскую художественную школу, встречался со старцем ок. 1828 г. Ныне оригинал портрета считается утраченным. На портрете старец был изображен «в мантии, епитрахили и поручах, как он приступал к причастию Св. Тайн. По этому портрету видно, что лета и иноческие подвиги имели влияние на внешний вид старца. Здесь лицо представлено бледным, удрученным от трудов; волосы и на голове, и на бороде густые, но не длинные и все седые. Правая рука положена на епитрахили у груди». Именно этот образ лег в основу лика святого в центре литографии. Сюжет центрального образа - явление св. Серафиму иконы Божьей Матери «Умиление» особого Серафимо-Дивеевского канона. Явление происходит на фоне Серафимо-Дивеевского монастыря. Это поясное изображение Богородицы с крестообразно сложенными на груди руками, без младенца Христа, в момент произнесения ею слов Архангелу Гавриилу при Благовещении: «Се раба Господня, буди ми по глаголу твоему». Икона написана на полотне, натянутом на кипарисную доску, и украшена позолоченной серебряной ризой.

Икона эта являлась чудотворной и была одной из главных святынь монастыря, она происходила из кельи преподобного. Пред ней висела негасимая лампада, св. Серафим маслом из лампады помазывал больных и совершал перед ликом коленопреклоненные молитвы. Во время одной из таких молитв он отошел в мир иной. На литографии икону держат над монастырем на облаке два ангела. После смерти старца Богородица в образе этой иконы стала покровительницей Дивеевского монастыря, его «Верховной Игуменьей».

По краям литографии «клейма» с сюжетами из жития св. Серафима, свидетельства его подвигов и чудес (всего 26 клейм). Под изображением помещены краткие описания всех сюжетов: 1. Семилетний прп. Серафим упал на землю с самого верха вновь строившейся колокольни. Мать Агафия находит дитя невредимо - стоящим на ногах. 2. Прп. Серафим принимает благословение от матери. 3. Затворник Досифей Китаевской обители в Киеве указывает прп. Серафиму для вселения Саров. 4. Явление Божией матери прп. Серафиму во время болезни. 5. Пострижение в монашество прп. Серафима. 6. Настоятельница Александра просит о своих Дивеевских сиротах не оставить их после ея смерти строителя Саровской обители Пахомия, который обещает не оставить при жизни своей, «после же меня вот о. Серафим не оставит их». 7. Видение прп. Серафима Христа Спасителя. 8. Кончина строителя Пахомия, прп. Серафим спрашивает его: «О чем, Отче святый, так печалишься?» - «О сестрах Дивеевской общины». Прп. Серафим обещается после его смерти заботиться о них. 9. Прп. Серафим упал на колена и благодарит Бога за данное по молитве его знамение заграждения пути женам на его гору. 10. Прп. Серафим собирает траву снитку, которой он питался более двух с половиною лет – одною травою. 11. Моление прп. Серафима на камне. 12. Нападение разбойников на прп. Серафима. 13. По молитве прп. Серафима получает исцеление Михаил Васильевич Мантуров. 14. Прп. Серафим с Дивеевскими сестрами готовят лес для мельницы в Дивеевскую общину. 15. Заслуженный генерал посещает прп. Серафима ради любопытства. 16. Прп. Серафим вручает четыре колышка Михаилу Васильевичу Мантурову вбить в дивеевской общине для собора. 17. Прп. Серафим кормит медведя хлебом. 18. Прп. Серафим угощает малиной с куста, который вырос в переднем углу келии, Архимандрита Иоакима Нижегородского Благовещенского монастыря. 19. В Дивеевской общине в Рождественской церкви по завещанию прп. Серафима горела неугасимая лампада пред иконой Божией Матери, по недостатку масла лампада угасла, церковница усомнилась и тут же лампада зажглась, и крестьянин вручил церковнице 300 руб. ассигнаций на масло. 20. По молитве прп. Серафима получает исцеление скорченная женщина, старообрядка Владимирской губернии. 21. По молитве прп. Серафима получает исцеление от водянки женщина в 1836 г., впоследствии была Игуменией в г. Слободске Вятской губер. 22. Явление Божьей Матери прп. Серафиму на Благовещение. 23. Блаженная кончина прп. Серафима. 24. Явление во сне прп. Серафима послушнику Саровской обители Федору, подверженному беснованию, после чего он получил исцеление. 25. Явление во сне прп. Серафима сестре Н.К.Дивеевской обители. 26. Исцеление Муромского купца Засухина в 1882 году.

Такие литографии использовались в качестве, близком к иконам, их наклеивали на стены или вставляли в рамку. Большая часть их погибла, а те, что сохранились, чрезвычайно редко встречаются в хорошей сохранности. До официальной канонизации святого в качестве «икон» ему использовались его типографски изданные изображения, поэтому литография, выпущенная вскоре после его канонизации, в массовом сознании могла приобретать статус, близкий или равный иконе.

Настоящая литография создана от начала и до конца дивеевскими сестрами и послушницами. Еще во времена строительства Троицкого собора, законченного в 1875 г., сестры несли «живописное послушание» и, расписывая главный храм монастыря, проявляли редкие художественные таланты. Первая литографическая мастерская в монастыре появилась по замыслу епископа Иоанникия (Руднева), занимавшего Нижегородскую кафедру в 1873-1877 г.г. Первые эстампы, датированные 1875-1876 г.г., уже отличались достаточно высоким профессиональным уровнем. Они были исполнены в более трудоемкой технике тоновой литографии. Литографический корпус был построен в 1890 г. Дивеевская литография являлась одной из ведущих художественных мастерских Нижегородской губернии.

В 1887 г., до строительства Литографического корпуса, 10 сестер в обители занимались гравюрой на камне и четыре сестры - рисованием на камне и печатанием. В 1900-х г.г. количество работавших в литографии сестер увеличилось до 80. Работа осуществлялась неторопливо и невероятно тщательно, каждый камень подготавливали в течение года. В это время развилась в основном тоновая и хромолитография. В рамках мастерской находились также фотография и метахромотипия. В литографии была новая скоропечатная машина.

В дни торжеств по случаю канонизации прп. Серафима Дивеевский монастырь и его литографию посетили император Николай с супругой, они знакомились с работами сестер-художниц и приобрели многие из них, дав им высокую художественную и техническую оценку. Старшим мастером «живописной» мастерской литографии являлась монахиня Серафима, она и ее сотрудницы сестры Анастасия и Лидия рассказывали царствующим особам о своей работе. Императрица Александра Федоровна пожаловала монахине Серафиме золотой наперсный крест за высокий уровень мастерства работ.

Литографии, подобные этой, выходили по случаю важных историко-культурных событий, в частности, прославления нового святого, но не простого, а имевшего особое почитание в народе. В церемонии принимали участие церковные иерархи, представители высших светских властей, десятки тысяч людей разных сословий, происходивших из разных мест Российской империи, что говорило о всенародном культе.

Личная воля Николая II оказала в канонизации прп. Серафима решающую роль, ведь почти все члены св. Синода, включая обер-прокурора К.П.Победоносцева, выразились против нее. По их мнению, с его именем Серафима Саровского было связано слишком много чудес, хотя их, как будто бы, и проверяла специальная комиссия. «Мощи» старца оказались тленными, но еще Ф.М.Достоевский писал о том, что у святости нет четких материальных критериев и что это очень тонкая духовная субстанция. Приписывались св. Серафиму и пророчества, а также письмо лично государю с предсказаниями относительно катаклизмов, ждущих Россию, царя, его семью и весь народ. Но именно после канонизации старца у Николая II родился долгожданный сын - наследник Российского престола.