Служба преподобному отцу нашему Дионисию, архимандриту Троице-Сергиева монастыря, Радонежскому чудотворцу, ... М., 1909; Житие преподобнаго отца нашего Дионисия, ... Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1908. Конволют в переплете эпохи. Хорошая сохранность.
Автор: Симон Азарьин
Год издания: 1908
Служба преподобному отцу нашему Дионисию, архимандриту Троице-Сергиева монастыря, Радонежскому чудотворцу, его же память совершается маиа в 12 день. М., Синодальная типография, 1909. 34 с. На церковно-славянском языке. Житие преподобнаго отца нашего Дионисия, архимандрита Сергиевой лавры, Радонежскаго чудотворца. Переведено с славянскаго в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Свято-Троицкая Сергиева лавра, Собственная типография, 1908. [2], II, 5-90 с.; 5 л. илл. 24,7 x 17 см. Конволют в переплете эпохи с золотым, цветным и блинтовым тиснением на передней крышке. Хорошая сохранность. На переднем форзаце дарственная надпись: «Христос Воскресе! 7-го апреля 1919 года. На память моему духовному отцу протоиерею Евфимию Александровичу Рыбчинскому от многогрешной духовной дочери Ольги Ник[олаевны] Кутомкиной. В минуту жизни трудную Всегда поддержкой были мне».
Библиография: Международная книга, 65-467.
Евфимий Александрович Рыбчинский (1866-1940) – протоиерей. Окончил Киевскую Духовную академию, служил в кронштадском Андреевском соборе после кончины о. Иоанна Кронштадского. Здесь он продолжил дело благотворительности, содержал приют для детей-сирот. Среди наград за его деятельность - золотой крест из кабинета императора Николая II. Во время Февральской революции 1917 г. был ранен в голову матросом во время службы в храме. Священник более года после этого провел в госпиталях. Затем он был увезен в Москву, где поселился и стал служить в Новодевичьем монастыре. В 1920-е г.г. подвергался судебному преследованию. В первый раз по делу о противодействии экспроприации церковных ценностей. После освобождения из-под ареста продолжал служить в Амвросиевской церкви Новодевичья монастыря. Никогда не снимал церковного облачения на улице, из-за чего систематически испытывал унижение и поругание от прохожих. Интересно, что во время второго ареста по доносу его следователем оказался человек, который в детстве прошел через приют о. Евфимия, и он постарался максимально смягчить обвинение священнику. О. Евфимий всю жизнь молился за матроса, который в 1917 г. тяжело ранил его и, наконец, к нему привели этого матроса для причастия и исповеди перед смертью.
О.Н.Кутомкина происходила из московской купеческой семьи Кутомкиных. Переехав в Москву, о. Евфимий встретил Ольгу Николаевну совершенно случайно, но этот случай был судьбоносным. В 1920-е г.г. семья Кутомкиных помогала священнику выжить. Три года они делили с о. Евфимием свой кров, а все остальное время оказывали ему посильное содействие. Так, в течение ряда лет, когда о. Евфимий жил неподалеку от Новодевичья монастыря, О.Н.Кутомкина была его келейницей.
Житие Дионисия Радонежского (в миру Давид Зобниновский), написанное его современником и келарем Троицкой обители Симоном Азарьиным, опубликовано в переводе на современный русский язык с приложением молитвы преподобному. Известно, что совместно с келарем Троице-Сергиевой обители иноком Авраамием Палицыным он писал окружные послания с призывом присылать ратных людей и денежные средства для освобождения Москвы от поляков. Возрождать Троице-Сергиев монастырь после польской осады было суждено архимандриту Дионисию. При нем обитель приняла самое деятельное участие в освобождении Москвы и России от поляков. Кроме того, Дионисий принимал активное участие в книжной справе. Житие преподобного представляет большой интерес как ценный исторический источник начала XVII века. В нем отражены многие события эпохи Смутного времени, связанные с личностью архимандрита Дионисия, самой Троице-Сергиевой Лавры, а также с историей государства Российского в целом. Мощи Дионисия были захоронены в Лавре под спудом, в южном притворе Троицкого собора на левой стороне.