Смирнов С.И. Житие преподобнаго Даниила, переяславскаго чудотворца: Повесть о обретении мощей и Чудеса его. М., 1908. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.
Автор: Смирнов С.И.
Год издания: 1908
Смирнов С.И. Житие преподобнаго Даниила, переяславскаго чудотворца: Повесть о обретении мощей и Чудеса его. М., Синодальная Типография, 1908. [2], XXXVIII, 133 с. 24,4 х 17,5 см. На титульном листе штамп: "Переяславль-Залесская уездная библиотечная комиссия". В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.
Житие преподобного Даниила было написано примерно в период между 1556 и 1562 г.г., вскоре после смерти Даниила в 1540 г., учеником преподобного, имя которого в тексте не упоминается. По одной из наиболее часто высказываемых версий автором Жития считается духовник Ивана IV Андрей, известный в дальнейшем как митрополит московский Афанасий, автор Степенной книги. На авторство указывает единство литературных приемов обоих произведений, а также то, что очень скоро после написания Жития в Степенную книгу вошла его сокращенная версия под названием "Сказание вкратце о преподобном старце Данииле Переяславском". Сокращенная версия Жития распространилась гораздо шире, с одной стороны, потому, что выгодно отличалась от полного текста небольшим объемом, а с другой стороны нередко помещалась в Четьих-Минеях XVII в. и житийных сборниках последующих столетий. Всего известно четыре редакции Жития, дошедших до нашего времени. Настоящие издание приводит текст первой редакции.
Текст Жития содержит упоминания Василия III и его брата Дмитрия Ивановича Углицкого, посещавших переяславские монастыри и обогащавших их своими дарами. Сообщается, как Даниил был удостоен чести крестить царских наследников — будущего Ивана Грозного и его брата Георгия. С помощью бояр Челядниных Даниил хлопочет в Москве перед царем Василием III и архиепископом Симоном об основании нового переяславского монастыря. Житие описывает монашеский подвиг Даниила, пребывавшего в Боровском Пафнутьевом монастыре в течение 12 лет и всю дальнейшую его жизнь в монастырях. В Житии рассказывается о прозорливости Даниила, которая позволила ему обрести мощи князя Андрея Смоленского, для освидетельствования которых в Переяславле собрались представители церковных властей из Москвы и Суздаля. Прорицательский дар Даниила позволил ему предсказать судьбу некоторых «первосвятителей» — московского митрополита Иоасафа и чудовского архимандрита Ионы.
Особую заботу Даниила составляли хлопоты об умерших нечаянной смертью — безвестных странниках, убитых разбойниками? и др. В таких случаях Даниил сам относил трупы к месту погребения и хоронил по христианскому обряду. Позже на месте кладбища, где Даниил совершал захоронения, был основан Свято-Троицкий Данилов монастырь.
К тексту Жития примыкает Повесть об обретении мощей Даниила Переяславского, которая предваряется Словом о явлении преподобного боярскому сыну Алексею Андреевичу Юрьеву. Затем следует похвальное слово Даниилу. Сама повесть об обретении мощей известна в трех списках: первая, полная редакция, и два самовольных сокращения.
Житие преподобного Даниила писалось скоро после его смерти и уже в первой редакции содержало упоминание о двух чудесах. В дальнейшем запись чудес не велась почти 100 лет, и вновь была возобновлена в 1652 г., вскоре после канонизации Даниила. Настоящее издание, кроме текста Жития, содержит 50 рассказов о чудесах преподобного Даниила, публикуемых впервые.
Житие издано в соответствии с правилами Археографической комиссии о печати летописей: текст приводится точно, но титла раскрываются, тексты разных редакций соотнесены друг с другом, приводится современная пунктуация. Для того, чтобы сделать текст более доступным для широкого круга читателей, составителем даны разъяснительные справки к запутанным фразам древнего текста, для персоналий и в сносках кратко приводятся биографические факты и даты, а для географических названий приводятся краткие сведения о них.