|
Смышляев Д. Синай и Палестина: Из путевых заметок 1865 года. Издано в пользу семейств, павших в борьбе с турками, черногорцев. Пермь, типография Губернской земской управы, 1877. [4], IV, II, 243 с. 20,6 х 13,9 см. В современном полукожаном переплете с золотым и блинтовым тиснением на корешке. Отличная сохранность. Редкое провинциальное издание.
В книге описано путешествие общественного деятеля и издателя Д.Д.Смышляева на Синай и в Палестину по святым местам, совершенное в 1864-1865 г.г. после трагической смерти супруги. Кончина близкого человека стала для Д.Д.Смышляева тяжелым потрясением, поэтому путешествие совершалось по обету. В то же время оно было исполнением давней юношеской мечты. Маршрут странствия был необычным, поскольку большинство паломников того времени приезжало в Палестину через Яффу или Бейрут, а автор начал его из Египта через Синай. Кроме того, он совершает по мере движения к основным святыням множество познавательных экскурсий к историческим и замечательным по природной красоте местам.
Д.Д.Смышляев хорошо подготовился к поездке, прочел описания Святой Земли древних географов и историков и своих недавних предшественников. Фактически каждое место здесь было овеяно преданиями, легендами или несло память о реальных событиях прошлого. Там родился разбойник, распятый вместе с Христом, а тут жил Лазарь с сестрами, одна из которых возлила миро на голову Спасителя. А вот нескончаемое ущелье, по которому идет дорога от Рамле к Иерусалиму, ставшее еще в древности местом разбойничьих нападений на караваны. Вот стены Святого города, за который бились армии, наверное, всех основных мировых цивилизаций, их брали крестоносцы, залив узкие улочки мусульманской кровью, а потом отвоевывал султан Саладдин. Поэтому рассказ Д.Д.Смышляева о путешествии до сих пор является весьма интересным и ценным чтением.
На территории Палестины автор побывал в Яффе, Иерусалиме, Хевроне, Вифлееме, на берегах Иордана, Мертвого моря, в Назарете, Тивериаде, Каифе и других местах. На Синае русский паломник поднялся на вершину горы, где пророк Моисей получил скрижали Завета, посетил церковь Преображения, наблюдал жизнь монастыря св. великомученицы Екатерины, исследовал его библиотеку, усыпальницу, храм, пещеру пророка Илии.
Д.Д.Смышляев знакомит читателей с историей мест, где находился. Люди и исторические памятники привлекают его внимание своими яркими и необычными сторонами, непосредственным впечатлением от которых он делится с читателями. Автор рассказывает об интересных деталях быта бедуинов, греческих монахов, евреев, описывает повседневную жизнь восточных городов, психологию жителей Ближнего Востока, их обряды и культы. В книге отразилась масса ценных деталей того времени. Следуя из Яффы в Иерусалим, автор заезжает в Лидду, где родился св. Георгий Победоносец. Он делает краткий экскурс в историю Иерусалима, повествует о его географии, обо всех достопримечательностях и о жизни города в середине XIX века.
Дмитрий Дмитриевич Смышляев (1828-1893) - российский земский деятель, краевед и историк Пермского края, издатель, почетный член Православного Палестинского общества. Родился в семье Дмитрия Емельяновича Смышляева, купца I гильдии, городского головы Перми, занимавшего этот пост в 1823-1826 г.г. После окончания гимназии Д.Д.Смышляев занимался торговлей, помогая отцу. В 1851 г. он совершает путешествие на Всемирную выставку в Лондон, после которой направляется в Европу, в течение восьми месяцев путешествует в Германии, Франции, Греции и Константинополе. После смерти отца в 1857 г. Д.Д.Смышляев ликвидирует все его дела и порывает с коммерческой деятельностью. Он обратился к общественной и просветительской работе, изучению местной истории, организовывал публичные чтения, воскресные школы, Александровскую женскую гимназию и т.д. Д.Д.Смышляев отличался широкой эрудицией, знал несколько иностранных языков и считался в пермском обществе «самым передовым человеком». В 1870-1879 г.г. Д.Д.Смышляев занимал пост председателя Губернской земской управы. В 1885-1889 г.г. жил в Иерусалиме, где был первым уполномоченным Императорского Православного Палестинского общества. Там, благодаря его усилиям, было построено Сергиевское подворье Православного Палестинского общества для русских паломников, начались русские раскопки в старом городе Иерусалима. Иерусалимский патриарх присвоил Д.Д.Смышляеву титул «рыцаря Гроба Господня».