Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Сократ Схоластик. Церковная история. Спб., 1850. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность. Экземпляр из библиотеки Ф.Е.Мельникова.

Автор: Сократ Схоластик
Год издания: 1850


Сократ Схоластик. Церковная история. Спб., в типографии Фишера, 1850. 580, XIV, XXXI c. 21,6 x 14,4 см. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность. На титульном листе владельческий штамп «Из книг Ф.Е.Мельникова. № 137».


Книга из библиотеки Федора Ефимовича Мельникова (1874-1960), выдающегося старообрядческого писателя и полемиста первой половины ХХ в., члена старообрядческого общества Братства св. Креста, сотрудника и директора Старообрядческого института в Москве, секретаря Белокриницкой архиепископии Московской и Всея Руси. Мельников был автором многочисленных произведений, составляющих золотой фонд старообрядческой литературы. (Богомолов С.И. Российский книжный знак. 1700-1918. М., 2004. 9365 шт.).

Настоящая книга является первым изданием русского перевода "Церковной истории" Сократа Схоластика, выполненного с греческого оригинала в Санкт-Петербургской духовной академии.

Жанр церковной истории был создан Евсевием Кесарийским на рубеже III и IV в.в. Рождение нового жанра имело огромное значение для развития европейской исторической мысли. Сократ, по прозвищу Схоластик, был первым, кто продолжил дело Евсевия на греческой почве. Его годы жизни точно не установлены, предположительно, он родился около 380 г., провел значительную часть жизни в Константинополе, получил прекрасное образование. Судя по прозвищу («Схоластик»), Сократ мог быть «адвокатом».

«Церковная история» была написана по инициативе некоего «божьего человека» Феодора. Дату ее создания относят к 40-м г.г. V в., то есть к концу эпохи Феодосия Младшего (408—450 г.г.). «Церковная история» охватывает более чем вековой период истории Римской империи (с 306 г. - года провозглашения Константина Великого императором, до 439 г. - года рукоположения кесарийского епископа Фалласия). Сократ начинает свое повествование с момента, на котором остановился его предшественник Евсевий. Автор распределяет исторический материал по семи книгам. Каждая отдельная книга посвящена событиям правления одного или, реже, нескольких императоров.

В качестве источников Сократ использует послания церковных соборов, императоров и церковных лидеров, полемические и апологетические сочинения Афанасия Александрийского, Евсевия Кесарийского, Григория Назианзина, Евагрия Понтийского и других писателей, исторический труд Руфина Аквилейского, а также устную традицию. Вся информация, которой Сократ располагает, критически им проанализирована. Главными критериями выбора материала оказываются его согласованность с другими свидетельствами, авторитетность и объективность источников.

«Мне бы пришлось молчать, — пишет автор, — если бы в церкви не возникли расколы и беспорядки. Когда предмет не содержит событий, то не о чем и говорить». Именно сложной духовно-идеологической борьбе, происходившей в это время в христианской церкви, возникновению сект и ересей и формированию приемлемого большинством церковного организма мировоззрения посвящено настоящее сочинение. В то же время автор тесно связывает историю церкви с канвой политической истории. Через тему императоров реализуется оптимистическая концепция мировой истории. Сократ показывает постоянный рост авторитета христианства и православия в Империи и среди других народов: неверующие становятся верующими, язычество исчезает, еретики получают заслуженное наказание. Основной акцент падает на связь Бога и императора, христианской религии и христианской империи. В качестве наиболее общего принципа исторического объяснения выдвигается идея божественного вмешательства в земные дела. Сократ Схоластик формирует одну из первых концепций светской власти, власти правителя-помазанника, соединяющего в себе высокие нравственные и умственные качества царя-философа, воплощающего в себе идеал христианского мудреца и святого, способного творить чудеса.

В труде Сократа запечатлены исторические надежды писателя, его видение наиболее перспективного пути развития церкви. Отводя императорам решающую роль в прогрессе христианской истории и провозглашая идеал «культурной церкви», он выступил как представитель того интеллектуального течения в христианстве, которое настаивало на тесном и равноправном союзе римской церкви с государством. В конце книги приложен алфавитный указатель лиц и событий, упоминаемых в труде Сократа Схоластика.