Соловьев В. Национальный вопрос в России. 2 выпуска. Спб., 1891. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.
Автор: Соловьев В.
Год издания: 1891
Соловьев В. Национальный вопрос в России. 2 выпуска. Издание третье. Спб., типография М.М.Стасюлевича, 1891. 21,7 х 13,9 см. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.
Вып. 1. Х, 207 с.
Вып. II. VIII, 345 с.
Библиография: Международная книга, 18-556-558, 37-1000-1001.
Одна из знаковых книг выдающегося русского философа и публициста Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900). При жизни автора книга выходила трижды, каждый раз увеличиваясь в объеме более чем в два раза. В книгу входили статьи, публиковавшиеся автором в разное время в различных журналах. Третье издание книги как наиболее полное дает исчерпывающее представление о взглядах философа на национальный вопрос в России. Мишенью для критики и анализа становится русская национальная кичливость и самомнение, заменившее самосознание.
В книге сталкиваются мировая тенденция государств XIX в. к национализму, и более того, к самовозвеличиванию, противопоставлению другим народам, и идеи В.С.Соловьева о христианском всеединстве, любви и равенстве перед Богом. Умы европейцев заполняли расовая теория, цивилизаторская концепция, выраженная в кратком: «Бремя белого человека», шовинизм и пр. У России была своя долгая история формирования национально-культурного самомнения, одной из основ которой была теория «Москва - третий Рим».
В.С.Соловьев размышляет о времени появления проблемы, показывает, каковы были исторические корни национального самопревозношения в России. Российское государство и церковь считали себя единственными носителями и оплотом истинной веры, претендовали на Вселенское значение и противопоставляли себя Западу. В.С.Соловьев считает, что миссия России в соединении, моральном императиве любви, действиях во всеобщих интересах, а не в интересах национального эгоизма. «Возводить свой интерес, свое самомнение в высший принцип для народа, как и для лица, значит узаконять и увековечивать ту рознь и ту борьбу, которые раздирают человечество». Приоритет грубо понятых национальных интересов затемняет духовные задачи народа. Для русского народа духовной сверхзадачей является христианство, притом христианство не узко национальное, а всечеловеческое, каковым и обязано быть Православие. Это не значит, что народ должен заниматься самоотвержением ради других народов, отказываться от своих интересов, но важно не впадать в национализм.
Миссия России и православия в универсализме, установлении всечеловеческой солидарности и общечеловеческих ценностей. В.С.Соловьев так говорит о соотношении национального принципа и христианства: «Давая в себе место всему положительному и все освящая, христианство должно воспринять в себя и освятить и народность - этот самый положительный и важный фактор природно-человеческой жизни». Много внимания в книге уделено также проблеме противостояния с Западом и католицизмом и идеологии славянофилов.
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - русский философ, богослов, поэт, публицист, почетный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности. В 1880 г. защитил докторскую диссертацию. 28 марта 1881 г. прочитал лекцию, в которой призывал помиловать убийц Александра II. Прочтение этой лекции, текст которой не сохранился, считают причиной его ухода из университета. В.Соловьев является одной из центральных фигур в российской философии XIX века как по своему научному вкладу, так и по влиянию, оказанному им на взгляды ученых и других представителей творческой интеллигенции. Он основал направление, известное как христианская философия. В.Соловьев возражал против разделения христианства на католичество и православие. Он разработал новый подход к исследованию человека, который стал преобладающим в российской философии и психологии конца XIX - начала XX века.