|
Souvenir de St.Petersbourg. - Воспоминания о С.-Петербурге. Спб., фотографическое заведение Аванцо, [1900]. 13 цветных снимков, выполненных в технике «фотохром», на 7 листах паспарту. 23 х 31,8 см. Текст подписей на французском и русском языках. В издательском переплете и в современном цельнотканевом художественном футляре. Тройной золотой обрез. Очень хорошая сохранность. На переднем форзаце дарственная надпись: «a M-le docteur Chakrol souvenir d’une malade reconnaissante Alix Dunin-Borkowski. 1900» («Доктору мадемуазель Шакроль на память от признательной пациентки - Аликс Дунин-Борковски. 1900»).
В альбоме представлены 13 роскошных снимков большого формата (16,8 х 22,1 см), наклеенных на паспарту, с изображениями знаковых мест и достопримечательностей столицы Российской империи. Среди них: площадь Петра Великого (с «Медным всадником» работы Этьена Фальконе и Исаакиевским собором); собор Казанской Божьей Матери; Невский проспект с видом на Городскую думу; Зимний дворец со стороны Невы; Дворцовая площадь и Министерство Генерального штаба; Петергофская пристань; памятник Николаю I скульптора Петра Клодта; собор св. Николая; здание Сената, Военное министерство и Адмиралтейство; Измайловский собор (собор Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка); Смольный монастырь; Петергоф (вид парка со стороны Дворца).
Наиболее интересны на снимках запечатленные черты города, отразившие дух времени. На снимках четко видны люди и экипажи, повозки, кареты, телеги водовозов, вагоны двухэтажных конок, забитые пассажирами. Горожане разных классов и профессий спешат по делам или позируют фотографу: тут буржуа в парадных нарядах, аристократки в выходном платье и шляпках с зонтами от солнца, мещанки с большим семейством, кучеры и грузчики, старушка, черпающая воду из реки, гвардеец, охраняющий памятник царю, и т.д.
Жан Батист Аванцо (1853-?) - фотограф, член Российского фотографического общества, издатель, владелец известного художественного салона на Кузнецком мосту в Москве. Фирма выпускала роскошные виды наиболее красивых русских городов, преимущественно Москвы и Санкт-Петербурга.
Эти серии видов были рассчитаны на представителей высшего общества, отличаясь прекрасным качеством исполнения и богатством оформления изданий. В фирме работали лучшие фотографы, чьи композиции превращали снимки в произведения искусства. Фотографии подчеркивали ускользающую красоту городского пространства, которую так трудно забрать с собой и воспроизвести в памяти. Альбом предназначался для наиболее взыскательных туристов, хотевших сохранить яркие воспоминания о городе.
Представленные в альбоме снимки выполнены в технике «фотохром», изобретенной в 80-е г.г. XIХ века и дававшей возможность запускать серийное производство цветных изображений. Это был единственный на тот момент способ создания фотографий в натуральных цветах без помощи ручной раскраски. Результаты сочетали в себе правдивость фотографии с богатством цвета масляной живописи или тонким колоритом самой изысканной акварели. Фотохромы пользовались огромной популярностью. Они обладали неподражаемым обаянием и изяществом и являются ценным документом, который с наибольшей достоверностью передает атмосферу конца XIX - начала ХХ в.в.
Дунины-Борковские - старинный знатный украинский род, носивший графский титул. Его представитель Анжей-Каспер Дунин был коронным полковником при дворе польского короля Владислава IV, получил за участие в Смоленской войне в имение Борковку в Черниговской губернии. В 1649 г. Анжей-Каспер был убит во время восстания Богдана Хмельницкого. Сын его Василий Касперович Дунин-Борковский (1640-1702) принял православие и вступил в Запорожскую Сечь. Он стал полковником Черниговского полка, генеральным обозным, наказным атаманом Левобережной Украины. В награду за службу русским царям Василий Касперович получил большие земли. Среди людей, носивших в конце XIX века фамилию Дунин-Борковский, были польский политик и писатель-националист, художник, писавший виды русской провинции, и другие известные люди.