Спасская башня. Фотография, наклеенная на паспарту. М., 1883. В раме. Очень хорошая сохранность. Представляет историческую и культурную ценность.
Автор: Шерер, Набгольц и К°
Год издания: 1883
Спасская башня. Фотография, наклеенная на паспарту. М., Шерер, Набгольц и К°, 1883. В раме. Размер снимка: 26,2 х 21,2 см. Размер в раме: 51 х 45 см. Очень хорошая сохранность. Представляет историческую и культурную ценность.
Спасская башня построена под руководством итальянского архитектора Петра Антонио Солари в 1491 г., о чем сообщают надписи, вырезанные на белокаменных досках, помещенных над проездными воротами башни. Башня имела двойными стенами из большемерного кирпича, между стенами находилась лестница, соединявшая все пять ярусов строения. Со Спасской башни началось строительство укреплений на восточной стороне Кремля.
Первоначально башня называлась Фроловской стрельницей, она имела четырехгранную форму и по высоте была равна примерно половине теперешней башни. Со стороны Красной площади к ней была пристроена отводная стрельница с двумя боковыми бастионами. От отводной стрельницы через ров, проходивший вдоль стены и именовавшийся Алевизовым, был перекинут подъемный мост, замененный в XVII в. каменным.
Фроловские ворота с древнейших времен считались главными, «святыми» воротами Кремля и особо почитались в народе. Раз в год, в день освобождения Кремля от поляков в 1612 г., у башни освящали воду, а патриарх, совершая крестный ход, кропил ею кремлевские стены. Эти ворота иногда называли Иерусалимскими, поскольку через них в праздник Входа Господня в Иерусалим проходило патриаршее шествие к «московскому Иерусалиму», как именовали тогда храм Василия Блаженного. В 1658 г. Фроловская башня была переименована в Спасскую, название было связано с изображением Спаса, написанным над ее воротами со стороны Красной площади (не сохранилось до наших дней).
В 1625 г. часовой мастер «аглицкой земли» Христофор Галовей и русский мастер Бажен Огурцов возвели на башне многоярусный верх с высоким каменным шатром, на котором были поставлены часы. При Петре I в 1706—1709 гг. были установлены новые, голландские часы с музыкой и 12-часовым циферблатом, однако часы, которые работают и по сей день, на Спасской башне появились в 1851—1852 гг. благодаря братьям Н. и П.Бутеноп.
В старину по утрам у моста Спасской башни собирались «попы без мест», а бояре и богатые торговые люди, имевшие свои церкви, нанимали их отслужить обедню. Здесь же торговали книгами. В начале XIX в. ров был засыпан, а мост – разобран. По сторонам ворот вместо башенок появились две часовни.
Прямо за Спасскими воротами в Кремле находился уничтоженный в XX веке Вознесенский монастырь. Между Спасской и Набатной башнями, прямо на кремлевской стене, располагается небольшая башенка — Царская. Судя по ранним планам Кремля, на этом месте находилась четырехгранная деревянная вышка. В 1680 году на месте вышки на кремлевской стене была построена небольшая каменная башенка, напоминающая теремок. Здесь размещались колокола кремлевской пожарной службы. До наших дней башня дошла без особых изменений.
Инициатором создания серий фотографий стал Николай Александрович Найденов (1834—1905) — известный московский предприниматель, банкир, краевед. Н.А.Найдёнов основал в 1860-x гг. на деньги П.М.Рябушинского, В.И.Якунчикова и свои собственные Московский Торговый банк, который возглавлял всю жизнь. В 1877—1905 гг. он был председателем Московского Биржевого комитета — делового и политического объединения московских финансистов. С 1866 г. Н.А.Найдёнов был гласным Московской городской думы. Он организовал Промышленную выставку в 1878 г.
Именно Н.А.Найденов в 1877 г. внес в городскую думу новое предложение о составлении фундаментального исторического описания Москвы и возглавил комиссию по его составлению. В 1881 г. Иван Егорович Забелин опубликовал обширный план работ по сохранению и изучению истории Москвы. На средства и при непосредственном участии Н.А.Найденова лучшая московская фирма «Шерер, Набгольц и К°», являющаяся поставщиком Императорского двора, произвела дорогостоящую фотосъемку исторических и архитектурных памятников Москвы. В первой половине 1880-х гг. были выпущены в свет пять томов издания «Москва. Соборы, монастыри и церкви» (М., 1882-1883), содержащие гравюры с фотографий всех московских храмов. Н.А.Найденов продолжил свое издание, расширив его тематику. Были выпущены альбомы с приложениями под общим названием «Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, примечательных зданий и других сооружений» (М., 1884). Помимо храмов здесь запечатлены гражданские сооружения (дворцы, музеи, городские ворота, торговые ряды, скульптурные памятники), а также панорамы Кремля, Китай-города, Замоскворечья. Издания фотографий и гравюр стали важнейшим событием в культурной жизни Москвы. Снимки, выполненные по воле Н.А.Найденова, стали базой московского краеведения, именно они формируют в наше время образ старой Москвы, исчезнувшей после 1917 г. В конце 1920-х – 1930-е гг. в Белом городе исчезли 4 монастыря и 26 храмов, в Земляном городе — 39 храмов, в Замоскворечье — 12 храмов.