Станкевич Н.В. Переписка Николая Владимировича Станкевича: 1830-1840. М., 1914. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Отличная сохранность. С автографом А.И.Станкевича.
Автор: Станкевич Н.В.
Год издания: 1914
Станкевич Н.В. Переписка Николая Владимировича Станкевича: 1830-1840. Редакция и издание Алексея Станкевича. М., [Товарищество типографии А.И.Мамонтова], 1914. X, 786, [2] с.; 2 л. илл. 23,9 х 16,5 см. На титульном листе автограф А.И.Станкевича: «Дорогой Машеньке в память о папеньке. 1919 г. от Лели». В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Отличная сохранность.
Николай Владимирович Станквич (1813-1840) - поэт и философ, публицист. В 1834 г. окончил Московский университет, под влиянием философа М.Павлова и литературного критика Н.Надеждина увлекся эстетикой романтизма и трудами Шеллинга. Его имя неразрывно связано с кружком выдающихся молодых российских интеллектуалов, литературных критиков 1830-х г.г. М.Бакунина, В.Белинского, В.Боткина, К.Аксакова. Либерал и государственник Б.Н.Чичерин называл эти собрания «легкими, которыми в то время могла дышать сдавленная со всех сторон русская мысль». Это неформальное дружеское общество сыграло особую роль в подготовке последующего развития основных либеральных течений общественной мысли в России. Изучение философской системы Гегеля, начатой на собраниях кружка, Н.В.Станкевич продолжил и после вынужденного отъезда за границу для прохождения лечения. В 1837 г. вместе с выдающимся историком Т.Грановским он посещал лекции философа-гегельянца К.Вердера по диалектической логике.
Н.В.Станкевич умер в возрасте 37 лет, не оставив после себя значительного литературного наследия. Как самостоятельный мыслитель, он во многом был в тени именитых выходцев собственного кружка. Основным источником к изучению позиций Н.В.Станкевича стали воспоминания современников и обширная переписка автора, в центре которой находилось философское и эстетическое рассмотрение человека. При изучении корреспонденции Н.В.Станкевича с выразимой ясностью выявилось его значение как ключевой фигуры раннего русского гегельянства.
Первой попыткой издать отрывки из писем Н.В.Станкевича стала книга П.В.Анненкова 1857 г., в которой была написана первая биография философа. Эта книга изобиловала большими пропусками и сокращениями, а при сравнении с подлинниками писем были выявлены существенные ошибки публикации. Второе издание, гораздо более подробное, вышло в 1914 г. Внимание и особая бережность, с которой издана книга, объясняется тем, что ее составителем и издателем был публицист Алексей Иванович Станкевич, племянник Николая Владимировича.
В настоящем издании письма опубликованы в точном и систематическом порядке, в тщательном соответствии с оригиналами. Все письма разделены на группы по адресатам: семье, В.Красову, В.Белинскому, А.Ефремову, В.Боткину, А.Бакунину и Л.Бакуниной, издателям Литературной газеты, М.Максимовичу и др., и расположены в строгом хронологическом порядке.
Дарственная надпись, сделанная на титульном листе издания, принадлежит Алексею Ивановичу Станкевичу (1856-1922), редактору и издателю сборника. Его отец, Иван Владимирович Станкевич, владел селом Удеревка, где в XIX в. жила семья Станкевичей и откуда были написаны некоторые письма Н.В.Станкевича, включенные в сборник. В Удеревке был открыт мемориальный музей Н.В.Станкевича. А.И.Станкевич в течение тридцати лет собирал материалы по истории своего рода, по истории костюма XIX в., портреты современных ему общественных деятелей. Все коллекции он пожертвовал музею.
Алексей Станкевич окончил историко-филологический факультет Московского университета, в дальнейшем заведовал фондом Чертковской библиотеки, после 1914 г. включенной в состав Публичной исторической библиотеки. Напечатал ряд статей историко-литературного и библиографического характера в «Русском архиве», «Древностях» Московского археологического общества и других изданиях.
Портрет Н.В.Станкевича, приведенный в настоящем издании, – снимок с редкой литографии, сделанной во время его заграничного путешествия в 1838 г. Также относительно факсимиле письма в тексте книги даны разъяснения, проливающие свет на текст и рисунки, сделанные автором.