«Старая Москва». Старая площадь. Худ.-гравер Иван Павлов. М., 1947. Гравюра на дереве в паспарту. Тираж 5000 экз. Отличная сохранность.
Автор: Павлов И.
Год издания: 1947
«Старая Москва». Старая площадь. Худ.-гравер Иван Павлов. М., 1947. Гравюра на дереве в паспарту. Тираж 5000 экз. Размер оттиска: 35,7 х 52,1 см. Размер в паспарту: 69 х 84,8 см. Отличная сохранность.
Лист № 5 из юбилейного издания, выпушенного к 800-летию Москвы: Иван Павлов. Старая Москва: Гравюры / Текст А. Леонова. М.: Искусство, 1947.
В правом нижнем углу гравюры монограмма автора: «ИП»
На гравюре изображена Старая площадь у Никольских (Владимирских) ворот Китайгородской стены. Ворота названы по церкви Владимирской иконы Божьей матери, построенной в конце XVII в. (невысокий зубчатый купол которой виден на гравюре). Они открывали проезд с Никольской улицы на старую Лубянскую площадь, на которой находился городской фонтан. Ворота были проломаны в стене около 1680 г. Рядом с ними возвышалась Никольская башня, на наружной стене которой помещался список с Владимирской иконы Божьей матери. Ворота с башней и стенами представляли собой мощное оборонительное сооружение, позволяющее вести тройной бой: с нижней части, с парапета стен и с башни. Шатёр на башне появился в XVII веке. В конце XIX в. справа от ворот за стеной была построена большая часовня Пантелеймона Афонского (на гравюре ее маковка – самая высокая).
Во время пожара 1812 года стены Никольской башни получили серьезные повреждения. При восстановлении башни Китайгородской стены делали максимально похожими на кремлёвские. У Владимирских ворот до революции велась торговля старыми книгами и гравюрами. Весь ансамбль (стена, башня, церковь и часовня) был уничтожен в 1934 году во время генеральной реконструкции Москвы.
Иван Николаевич Павлов (1872-1951) — русский и советский гравёр и художник, народный художник РСФСР, лауреат Сталинской премии и ордена Трудового Красного Знамени (1943), действительный член Академии художеств СССР (1947). Работал в технике тоновой гравюры, одним из первых утвердил новый вид гравюры, в котором мастер-гравёр является самостоятельным художником. Учился в Центральном училище технического рисования Штиглица и в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, мастерской В.В.Матэ (1891—1892) в Петербурге.
В серии гравюр «Старая Москва», состоявшей из 12 видов, запечатлены образы дореволюционной Москвы, уничтоженные или стремительно уходившие в небытие к середине ХХ в. Серия создавалась в последние годы Великой отечественной войны, в ходе которой изменилось отношение власти к русской истории, и многие темы вышли из-под запрета. И.Н.Павлов – выдающийся пейзажист-лирик, его рисунки передавали исторический колорит, ощущение времени, его неповторимости и ускользания. Они отразили дух средневековья, настроение художника, удивительно тонко чувствующего старый город.