«Старая Москва». Проломные ворота в Зарядье. Худ.-гравер Иван Павлов. М., 1947. Гравюра на дереве в паспарту. Тираж 5000 экз. Отличная сохранность.
Автор: Павлов И.Н.
Год издания: 1947
«Старая Москва». Проломные ворота в Зарядье. Худ.-гравер Иван Павлов. М., 1947. Гравюра на дереве в паспарту. Тираж 5000 экз. Размер оттиска: 47,6 х 50,7 см. Размер в паспарту: 68,7 х 84,7 см. Отличная сохранность.
Лист № 2 из юбилейного издания, выпушенного к 800-летию Москвы: Иван Павлов. Старая Москва: Гравюры / Текст А.Леонова. М.: Искусство, 1947. В правом нижнем углу гравюры монограмма автора с датой: «ИП. IV.<19>44».
Зарядье - один из древнейших посадов города, возникший уже в XIV в. В 1782 году в стене Китай-города, проходящей вдоль Москвы-реки, были сделаны Проломные ворота, в результате чего Зарядье получило выход на набережную.
Указ от 1826 года разрешил евреям селиться в этом районе, и через 50 лет они составили около половины его населения. Но в 1891 году по приказу генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича были принудительно выселены около 30 тысяч еврейских семейств. К концу XIX века район обнищал и стал еще одним местом московских трущоб. Зарядье - тихий провинциальный «город» в самом центре столицы.
Дома подступали к Китайгородской стене вплотную, из окон второго этажа можно было выбраться прямо на боевой ход древней крепости. Незадолго до сноса стены архитектор Н.Д.Виноградов писал: «Слой земли прикрывает стену настолько, что на ней растут деревья, а жители смежных дворов сажают на ней цветы». Через Проломные ворота можно было выйти на набережную, повторяющую очертания Китайгородской стены. До революции стена была обстроена лавками и лабазами. Их сплошную аркаду разрывала неуклюжая Глухая башня.
С 1930-х годов Зарядье постепенно сносится. В 1934 году снесена стена Китай-города. В 1935 году в Зарядье планировалась постройка Дома Наркомтяжпрома, а в 1947 году — одного из восьми высотных зданий.
Иван Николаевич Павлов (1872-1951) — русский и советский гравёр, народный художник РСФСР, лауреат Сталинской премии и ордена Трудового Красного Знамени (1943), действительный член Академии художеств СССР (1947). Работал в технике тоновой гравюры, одним из первых утвердил новый вид гравюры, в котором мастер-гравёр является самостоятельным художником. Учился в Центральном училище технического рисования Штиглица и в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, мастерской В.В.Матэ (1891—1892) в Петербурге.
В серии гравюр «Старая Москва», состоявшей из 12 видов, запечатлены образы дореволюционной Москвы, уничтоженные или стремительно уходившие в небытие к середине ХХ в. Серия создавалась по старым рисункам, фотографиям и по памяти художника в последние годы Великой отечественной войны, в ходе которой изменилось отношение власти к русской истории, и многие темы вышли из-под запрета. И.Н.Павлов – выдающийся пейзажист-лирик, его рисунки передавали исторический колорит, ощущение времени, его неповторимости и ускользания. Они отразили дух средневековья, настроение художника, удивительно тонко чувствующего старый город.