Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

«Старая Москва». У Троицы на Полях. Худ.-гравер Иван Павлов. М., 1947. Гравюра на линолиуме в паспарту. Тираж 5000 экз. Отличная сохранность. Лист № 4 из юбилейного издания, выпушенного к 800-летию Москвы.

Автор: Павлов И.
Год издания: 1947


«Старая Москва». У Троицы на Полях. Худ.-гравер Иван Павлов. М., 1947. Гравюра на линолиуме в паспарту. Тираж 5000 экз. Размер оттиска: 37,5 х 51 см. Размер в паспарту: 69 х 85 см. Отличная сохранность.


Лист № 4 из юбилейного издания, выпушенного к 800-летию Москвы: Иван Павлов. Старая Москва: Гравюры / Текст А. Леонова. М.: Искусство, 1947. В правом нижнем углу гравюры монограмма автора с датой: «ИП. 10.VI.<19>44».

Церковь Живоначальной Троицы в Полях находилась между Никольской улицей и Китайгородской стеной. Она была возведена в 1639 г., значительно перестроена в эпоху Николая I, исчезнув в небытие в 1934 г. Приход церкви включал в себя территорию всей Никольской улицы от Красной площади до Владимирских проломных ворот. Здесь находились дома С.Д.Шереметева, братьев С.М. и П.М.Третьяковых, графа С.В. Орлова-Давыдова, здания Московской синодальной типографии, Заиконоспасского, Богоявленского и Николаевского греческого монастырей, Исторического музея и др.

«Пролом» - знаковое место, для всех московских библиофилов XIX в., здесь на протяжении второй половины века находились лавки книжников-антикваров. Центральным местом на гравюре является известная всей читающей Москве букинистическая лавка А.А.Астапова (1840-1917). Эта лавка замкнула собой целую эпоху в книжной культуре города, эпоху, уже до революции ушедшую безвозвратно.

Владелец лавки Афанасий Афанасьевич Астапов, несмотря на свою малокультурность и ограниченный запас книжных познаний, имел шумный успех и массу поклонников среди библиофилов эпохи. Его любили за веселый нрав, за образную философию, отдававшую мистицизмом; он без конца мог рассказывать о фатальном совпадении чисел, имевших большое значение в разные периоды его жизни. Он был едва ли не единственным букинистом своего времени, свободным от грубости и цинизма, черты неизбывной для большинства тогдашних книготорговцев. Единственный из них, он стремился оставить после себя след в виде мемуаров. Он не убоялся своей малограмотности и предстал перед судом публики с немудрым изложением всего, что сохранилось у него в памяти о той среде, в которой он вращался. С прекращением деятельности Астапова, этого последнего из могикан старого книжного мира, «пролом» как книжный центр совершенно замер. А.А.Астапов отошел от дел в 1908 г., он продал свою лавку со всем содержимым антиквару И.М.Фадеевц, с непременным условием сохранить за собой место в лавке, право пожизненного пребывания у нового обладателя накопленных им сокровищ. С 1908 года в течение десяти лет Астапов неизменно находился в магазине Фадеева, где для него было даже приобретено особое историческое кресло, на котором он и восседал, не неся никаких обязанностей по обслуживанию магазина, а только служа, так сказать, почетной его живой реликвией.

Иван Николаевич Павлов (1872-1951) — русский и советский гравёр, народный художник РСФСР, лауреат Сталинской премии и ордена Трудового Красного Знамени (1943), действительный член Академии художеств СССР (1947). Работал в технике тоновой гравюры, одним из первых утвердил новый вид гравюры, в котором мастер-гравёр является самостоятельным художником. Учился в Центральном училище технического рисования Штиглица и в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, мастерской В.В.Матэ (1891—1892) в Петербурге.

В серии гравюр «Старая Москва», состоявшей из 12 видов, запечатлены образы дореволюционной Москвы, уничтоженные или стремительно уходившие в небытие к середине ХХ в. Серия создавалась по старым рисункам, фотографиям и по памяти художника в последние годы Великой отечественной войны, в ходе которой изменилось отношение власти к русской истории, и многие темы вышли из-под запрета. И.Н.Павлов – выдающийся пейзажист-лирик, его рисунки передавали исторический колорит, ощущение времени, его неповторимости и ускользания. Они отразили дух средневековья, настроение художника, удивительно тонко чувствующего старый город.