Москва,
Чистопрудный бульвар, д.14
+7(495) 625-90-90
+7(495) 723-69-19
info@rusbibliophile.ru

Сто четыре рисунка к поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Рисовал А.Агин. Гравировал Бернардский. Спб., 1892. Первое полное издание рисунков А.Агина. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Отличная сохранность. Редкость.

Автор: Агин А.А., Бернардский Е.Е.
Год издания: 1892


Сто четыре рисунка к поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Рисовал А.Агин. Гравировал Бернардский. Третье издание. Спб., издание Д.Д.Федорова, 1892. [8] c.; 104 л. илл. 27,4 х 20,5 см. Первое полное издание рисунков А.Агина. В современном полукожаном переплете с золотым тиснением на корешке. Сохранена издательская обложка. Отличная сохранность. Редкость.

Библиография: Международная книга, 54-2.


Полное собрание рисунков Александра Алексеевича Агина увидело свет лишь в 1892 г., когда самого художника уже не было в живых. Третий тираж издания был допечатан спустя два месяца после выхода предыдущего и содержал в себе три чудом сохранившихся рисунка из собрания книжных редкостей известного библиофила, издателя, историка литературы и библиографа Петра Александровича Ефремова. В связи с этим обстоятельством изменилось и название альбома. Теперь он именовался не «Сто …», а «Сто четыре рисунка к поэме …» - обложка первого издания и 103 рисунка к «Мертвым душам». На обложке настоящего издания была воспроизведена гравюра с рисунка А.Агина с изображением трех мужчин, один из которых читает «Мертвые души». Некоторые исследователи полагают, что это портреты художника, гравера и типографа.

Само существование трех дополнительных рисунков к 10 главе «Мертвых душ» о капитане Копейкине долго оставалось неизвестным. Три рисунка, исполненные А.Агиным в 1874 г., были переданы в редакцию «Современника», где печатался «Иллюстрированный альманах». В издание вошла и повесть «Семейство Тальниковых», обратившая на себя особенное внимание цензуры. «Альманах» в связи с этим так и не поступил в продажу. Отпечатанный тираж был связан, запечатан и оставлен на чердаке в помещении редакции, откуда скоро исчез. Одна из иллюстраций была напечатана в следующем издании альманаха, а две другие сохранились лишь в коллекции П.А.Ефремова. Вновь обнаруженные иллюстрации отличались манерой художественного исполнения, так как А.Агин работал над ними позже, чем над всеми остальными, и стремился исполнить их по свободному вдохновению, а не строгому замыслу. Существует и другая версия событий. По мнению Г.Стернина, биографа А.Агина, цензорам не понравились именно рисунки к «Повести о капитане Копейкине». В настоящем издании они были размещены под номерами 73а, 74а и 74б, чтобы не нарушать сложившуюся нумерацию издания.

После предисловия издателя в книге была помещена статья уже широко известного к тому времени литератора Н.С.Лескова, впервые напечатанная в журнале «Нива». Н.Лесков рассказал историю вновь обнаруженных рисунков А.Агина к «Повести о капитане Копейкине». Работу художника и гравера он оценивал очень высоко, отдавая ей явное преимущество по сравнению с другими иллюстрациями к поэме.

Первое издание А.Агина и Е.Бернардского выходило с 1846 г. по задуманному плану, каждую субботу. Деньги на издание предложил почетный гражданин Архангельска и богатый купец А.Горяинов. Иллюстрируя гоголевскую поэму, А.Агин выбирал эпизоды, особенно выигрышные и интересные для изобразительного решения. При этом распределение рисунков по главам часто было неравномерно. К третьей и девятой главам, например, было сделано по четыре рисунка, а к одиннадцатой - двадцать. На 18 выпуске (из 25 задуманных) А.Агин и Е.Бернардский рассорились со спонсором издания. По недостатку средств у художников право воспроизведения клише осталось у А.Горянинова. Художник смог добиться субсидии в Академии художеств на продолжение издания, но так и не сумел закончить первую серию.

Евстафий Ефимович Бернардский (1819-1889) был, как и А.Агин, воспитанником Петербургской Академии художеств. Гравированию на дереве Е.Бернардского учил К.К.Клодт. Для второго издания известного альманаха издателя А.Ф.Смирдина «Новоселье» он иллюстрировал пушкинский «Домик в Коломне». Его излюбленной техникой на долгое время стала тоновая ксилография. Их встреча с А.Агиным произошла на страницах «Литературной газеты». Сотрудничество с ним было продолжено и закреплено в «Петербургском сборнике». Е.Бернардский стал мастером, сумевшим наиболее точно и аутентично воспроизвести в гравюре рисунки художника.

Издание 1846 г. сопровождали разноречивые отзывы. В.Н.Майков за «решительно лучшую часть» посчитал портреты Плюшкина: «видно, как то, что художник с особенной любовью взялся за это лицо, что он глубоко понял, что такое скупость, и как сушит, как деревянит она лицо человека». В его отзыве было и острое неприятие образа Чичикова, который, как казалось В.Майкову, слишком отличается от подлинно гоголевского. Значительно более благожелательным оказался Ф.М.Достоевский, который посчитал необходимым упомянуть рисунки А.Агина в «Петербургской летописи» за 1847 г.: «Карандаш и резец художников тоже не оставались праздными; прекрасное предприятие господ Бернардского и Агина - иллюстрации «Мертвых душ» - приближается к концу, и нельзя достаточно нахвалиться добросовестностью обоих художников. Некоторые из политипажей окончены превосходно, так что лучшего трудно желать». Большим поклонником А.Агина был И.Репин. По его инициативе одно из петербургских издательств решило выпустить «Мертвые души», проиллюстрировав их агинскими рисунками.

Известно, что сам Н.В.Гоголь был против печатания «Мертвых душ» с иллюстрациями. Первым, кому он отказал, был Е.Бернардский. В 1846 г., перед выходом второго издания поэмы, гравер предлагал Н.В.Гоголю дополнить книгу работами А.Агина. Он писал, что хочет издать поэму с иллюстрациями «в текст», в 25 еженедельных выпусков, начиная с первой субботы октября. К этому изданию прилагался бы еще один альбом с гравюрами в «большую осьмушку листа». Несмотря на предложенные 1500 тысячи рублей серебром, Н.В.Гоголь отказал довольно резко, усмотрев в иллюстрациях к книге лишнее «кондитерство». Получив отказ, Е.Е.Бернардский решил отказаться от первой части своего замысла и издать агинские иллюстрации самостоятельно, без гоголевского текста. Еще 50 лет после смерти Н.В.Гоголя наследники соблюдали волю писателя и не публиковали ни одно из его произведений с иллюстрациями.

Единственным предприятием, которому удалось напечатать все 103 рисунка А.Агина, до 1934 г. оставалось издательство Д.Федорова. Основатель издательства и книжного магазина, Дмитрий Федорович Федоров, был выходцем из крепостных крестьян Ярославской губернии, с 6 лет служил у дальнего родственника родителей, Василия Васильевича Холмушина, державшего книжную лавку, а затем приказчиком у старейшего книгопродавца Санкт-Петербурга Иова Герасимова. Д.Федоров зарекомендовал себя как способный и деятельный ученик и скоро смог открыть собственный книжный магазин. От В.Холмушина он получил ссуду на три года, но смог расплатиться гораздо раньше срока. Вернувшись в родную ярославскую деревню, он выкупил из крепостных свою мать. В 1840-х г.г. Д.Ф.Федоров стал печатать книги, которые должны были привлечь массового покупателя. Так он приумножил капитал и заработал репутацию добросовестного издателя, обладающего тонким коммерческим чутьем и литературным вкусом. Д.Федоров был широко известен литературному миру Петербурга. Зная о его неповторимом чутье, многие и именитые, и начинающие литераторы обращались к нему с просьбой предугадать успех или провал их книг. Он внес огромный вклад в развитие книготорговли и издательского дела, а «Сто рисунков к поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»» стали одной из жемчужин издательства. Третье издание книги, включившее все рисунки А.Агина, издал уже его сын, Дмитрий Дмитриевич, получивший в 1880 г. предприятие отца в наследство.

Александр Алексеевич Агин (1817-1875) был сыном псковского барина Елагина и крестьянки. Имени отца художник носить не мог, а потому от родительской фамилии были отброшены две первые буквы. А.Агин учился в Петербургской Академии художеств, в классе знаменитого живописца К.Брюллова. После окончания учебы он опубликовал первую большую работу - альбом «Ветхий завет» на страницах «Литературной газеты». В 1846 г. в «Петербургском сборнике» вышла поэма И.С.Тургенева «Помещик», проиллюстрированная А.Агиным. В дальнейшем он иллюстрировал произведения многих русских авторов, преимущественно современников.