|
Стронин А. История общественности. Спб., типография Министерства путей сообщения, 1885. [2], III, [2], 767, [4] с. 23,5 х 15,1 см. В современном полукожаном переплете. Отличная сохранность.
Александр Иванович Стронин (1826-1889) - социолог, юрист, госудаственный деятель. Происходил из крепостных князей Юсуповых. Окончил историко-филологический факультет Киевского университета. Был присяжным поверенным в С.-Петербурге, председателем съезда мировых судей в Царстве Польском, юрисконсультом Министерства путей сообщения и, наконец, членом Cовета министров. Работы А.И.Стронина сыграли важную роль в формировании основ русской социологической науки.
Одно из важнейших сочинений ученого - «История общественности», в котором автор исследует структуру социальной организации. Будучи сторонником позитивизма, он придерживался механистических взглядов на общество и стремился создать общую методологию науки, одинаково применимую и в естествознании, и в обществоведении. Согласно его теории, строение общества лучше всего можно себе представить в виде пирамиды. Это строение придает организму, которым является общество, наибольшую устойчивость. А.И.Стронин строил круговую теорию общества, по которой один и тот же индивид может одновременно входить в состав нескольких общественных союзов; эти союзы представляют из себя концентрические круги (семья, община, государство).
Автор рассматривает развитие европейской цивилизации, культуры и государственности. Основы цивилизации он видит в религии, философии и науке, показывая логику развития от более простых форм познания и объяснения мира к более сложным. Историю культуры автор изучает через общественные институты, задачи их организации, политическую деятельность, право. Представлены различные этапы развития права - от патриархального до международного. Вершиной общественного развития является складывание гражданского общества, на пути к нему историк исследует развитие нравов, обычаев, преданий, этики. Завершает книгу размышление о психологии истории.
Большое значение в формировании цивилизации, а вслед за ней стабильной общественной системы, принадлежит интеллигенции, создающей идеи, на которых все держится. Если идеи легко меняются, распространяются в обществе и даже им заимствуются у других обществ, то нравы в этом отношении сильно отличаются от идей. Нравы, или «традиции», стабильны, устойчивы, сопротивляются изменениям и вырабатываются «всей жизнью» общества, представляя собой окончательный итог социальной деятельности. Они самый сложный ее продукт. «Оттого-то и для лица, и для общества единственное действительное мерило суть нравы его; это единственно действительный показатель прогресса и человечности».