Суета сует… [Россия], 1820-е г.г. Гравюра на меди в раме и паспарту. Очень хорошая сохранность, профессиональная реставрация. Гравюра имеет историко-культурную и художественную ценность. Редкость.
Автор: Без автора.
Год издания: 1820
«Суета сует…». [Россия], 1820-е годы. Гравюра на меди (пунктир, офорт, резец) в раме и паспарту. Размеры листа: 28,5 х 32,5 см. Размеры в раме: 36,5 х 50,5 см. Очень хорошая сохранность, профессиональная реставрация. Гравюра имеет историко-культурную и художественную ценность, представляет значительный интерес для музеев. Редкость. Есть экспертное заключение Российской государственной библиотеки.
Библиография: Ровинский, Русские народные картинки, № 734А.
Представленная гравюра по своему сюжету относится к известным с XVII в. вариантам иллюстраций к сказаниям о суетности человеческой жизни. В народной гравюре (лубке) этот сюжет относится к так называемому типу «коловращение» - «коло человеческой жизни», сопоставляемой с вращением колеса, на котором человек поднимается и вновь падает вниз. На представленном листе изображено такое колесо, на его вершине находится царь, неизбежно за вращением «кола» стремящийся вниз. Суть этого движения изложена в декоративной надписи, окружающей картину: «сице так на свете все превратно». По сторонам изображены символы суетности и недолговечности мирской жизни, аллегории мирских стремлений и их тщетности. Внизу под изображением вырезаны стихотворные строки: «Чуден в свете Человек / суетится целой век // щастия сыскать желает / а того не воображает // Что судьба им управляет».
Судя по состоянию оттиска (след от трещины на доске – вверху в центре, следы поновлений резцом), представленная картинка выдержала несколько тиражей. Однако она относится к числу редких и отсутствует в ряде крупных собраний.
Особенности гравировки, применение пунктирной техники, стилистика изображения позволяют датировать лубок 1820-ми г.г. Подтверждают это и особенности бумаги.
Представленная картинка относится к числу интересных образцов искусства русского лубка XIX в. По своей стилистике и особенностям гравировки лист генетически восходит к хорошо известной в истории русской гравюры Бекетовской школе, которая получила свое название в честь ее основателя Платона Петровича Бекетова (1761-1836), известного собирателя и издателя русских портретов. Он окончил в Москве пансион Шадена, учился вместе с Н.М.Карамзиным. Служил в гвардии, имел чин премьер-майора. Он создал гравировальную мастерскую для издания гравюр, при ней обучались его крепостные под руководством мастера Алексея Осипова. Они награвировали более 300 русских портретов для изданий П.П.Бекетова. Очевидно, что школа имела большое влияние на развитие отечественного лубка.